18 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Гроза двенадцатого года 05.07.2012

В хронологическом порядке

Фотограф: Ольга Моисеева

Выставка «России верные сыны» в музее Салтыкова-Щедрина.

Слова участника Отечественной войны 1812 года поэта Федора Глинки дали название фондовой выставке, открывшейся в филиале Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ) – музее Салтыкова-Щедрина.

В экспозицию вошли истинные музейные драгоценности – от портретов героев войны и документов того времени до образцов оружия, с которым русские шли в бой. Среди ружей и пушек важное место занимают вилы и топор, символизирующие «дубину народной войны», о которой писал Лев Толстой.
Салтыков, родившийся в 1826 году, знал об Отечественной войне из рассказов своего деда, о пожаре Москвы помнили его мать и отец. Эти рассказы писатель, проживший долгую жизнь, не забыл. В «Пошехонской старине», повествуя о захолустном дворянстве, он останавливает себя и начинает вспоминать свидетельства очевидцев великого испытания и национального подъема. «Бывали исторические моменты, когда идея отечества вспыхивала очень ярко и, проникая в самые глубокие захолустья, заставляла биться сердца, – пишет Салтыков. – Я еще застал людей, у которых в живой памяти были события 1812 года и которые рассказами своими глубоко волновали мое молодое чувство. То была година великого испытания, и только усилие всего русского народа могло принести и принесло спасение... Двенадцатый год – это народная эпопея, память о которой перейдет в века и не умрет, покуда будет жить русский народ».

Теперь ли нам дремать в покое
В названии выставки использована цитата из стихотворения Федора Глинки «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии», где поэт писал: «Теперь ли нам дремать в покое, / России верные сыны?! / Пойдем, сомкнемся в ратном строе, / Пойдем — и в ужасах войны / Друзьям, отечеству, народу / Отыщем славу и свободу, / Иль все падем в родных полях!» Выставленные экспонаты расположены в хронологическом порядке, так, чтобы можно было проследить главные события 1812–1814 годов и более раннего времени. С ним связаны прежде всего вещи, рассказывающие о том, как происходило возвышение Наполеона, представленного в экспозиции «куклою чугунной» – бюстом работы Коломбо. Экспонаты этого раздела говорят о популярности Наполеона в войсках, о блистательных победах, которые он одерживал. Русские журналы, в частности «Вестник Европы» (один из номеров включен в экспозицию), задолго до 1812 года писали о том, что Франция готовит солдат для войн и усилия Франции направлены именно на это. В залах музея выставлено много портретов – графических, живописных, акварельных, повествующих о судьбах людей, связанных с войной. Здесь можно увидеть изображения и маршалов, и генералов, и простых людей, которые участвовали в военных действиях. В основном они, говорит автор выставки, сотрудник отдела литературных экспозиций ТГОМ Ольга Зимина, происходят из коллекции князей Куракиных, поступившей в собрание музея из их тверского имения Волосово­Степановское. Большинство из них – это копии портретов, написанных Джорджем Доу для военной галереи Зимнего дворца. Выставка кроме представления о том, как выглядели герои 1812 года, дает еще понять, как мощно развернулись английский художник и члены его мастерской на ниве писания репрезентативных портретов особенно отличившихся участников войны, которые заказывали не только члены их семей и семей родственников, но с них еще печатались (вплоть до 1917 года) литографии.

Учитывая то обстоятельство, что экспозиция развернута в литературном музее, в нее органично вошли книги – сочинения Лермонтова, Крылова, Федора Глинки и его брата военного историка Сергея Глинки. Один из самых примечательных книжных экспонатов – интереснейший список воспоминаний одного из самых полярных генералов русской армии Алексея Ермолова, датированный 1840­ми годами. Судьба этого военачальника и государственного деятеля, участника многих крупных войн, которые Российская империя вела с 1790­х по 1820­е годы, отчасти напоминает судьбу Георгия Жукова. После войны Ермолов оказался не востребован – слишком он был резок на язык, имел самостоятельное мнение… После окончания войны пышущий здоровьем настоящий русский богатырь тридцать лет провел в своем имении, вдалеке от всяких военных и государственных дел. Ермолова в армии боготворили, а его изображения находились едва ли не в каждом русском доме – в экспозицию включена очень дешевая литография с портрета генерала, которая могла висеть и в крестьянской избе. Рядом расположились копии с портретов Кутузова, Барклая­де­Толли и генерала Керна, первого мужа знаменитой своими связями в русской культуре Анны Керн, о котором принято говорить как о старом и грубом человеке. Но с литографии с портрета Доу на нас смотрит бравый военный, отличившийся в сражениях под Вязьмой и Красным. В 1812 году Ермолаю Керну было 47 лет. На Анне Полторацкой он женился позже, в 1817­м, и, конечно, семнадцатилетней девушке он казался стариком. «Его невозможно любить, – писала она, – мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо – я почти ненавижу его».

Продолжает галерею портрет офицера, созданный в 1808 году: его герой опирается на пушку, а значит, он участник наполеоновских войн. Рядом с портретом воссоздан фрагмент офицерского кабинета с предметами, которые, возможно, говорят о круге интересов военного. Здесь собраны труды по точным (в частности, очень популярный в свое время учебник арифметики Ефрема 
Войцеховского) и военным наукам, художественная литература, шкатулка и подставка для хранения бумаг, курительная трубка и перочинка – специальное устройство, с помощью которого чинили гусиные перья. Дальше – портреты Александра I, изображенного в мундире шефа лейб­гвардии Преображенского полка, знаменитых генералов Чичерина, Милорадовича, который будет застрелен декабристом Каховским, и изображение Федора Глинки и его книги. Почетное место среди них занимает известнейший «Дневник русского офицера».

Тверской акцент
Война 1812 года тверскую землю обошла стороной, однако наши земляки участвовали в боях, покрыли себя славой, стали знаменитыми героями. Среди них – Тучковы, Олсуфьевы и многие другие. «Ни вещей, ни документов не осталось – отмечает Ольга Зимина, – тем не менее нам очень хотелось представить на выставке сведения о тверитянах, героях войны, и мы представляем описание подвигов, совершенных ими на Бородинском поле». Выставка, естественно, рассказывает о том, что «Москва, спаленная пожаром, французу отдана», – в этом разделе можно увидеть знаменитую работу Верещагина «Пожар Москвы» и картину художника XX века Александра Хмылева «Жители покидают Москву». Примечательно, что ее автор – отец одного из художников, работавших над оформлением экспозиции, Николая Хмылева. Далее кураторская мысль логично приводит к рассказу о партизанском движении, которое как явление впервые возникло именно в годы Отечественной вой­ны, о бегстве наполеоновской армии из России и пребывании русских в Париже. Лучшие экспонаты выставки, говорит Ольга Зимина, – рисунок Ореста Кипренского, на котором изображен будущий декабрист Никита Муравьев. В 1813 году, находясь в должности коллежского регистратора в министерстве юстиции, он сбежал в действующую армию, но его поймали и вернули домой. Так он убегал еще дважды и в июле 1813 года был официально зачислен в армию прапорщиком свиты по квартирмейстерской части. Муравьев закончил войну в Париже, где присутствовал на подписании мира между Россией и Францией. В столице Франции закончил войну и герой другого портрета – будущий декабрист Александр Николаевич Муравьев.

В Париже русские занимались не только важными государственными делами. Об этом говорит, в частности, очень смешная почтовая открытка начала XIX века, напечатанная с картины неизвестного художника 1814 года. Называется она «Русские в Париже в игорном доме», и это название говорит о ней, кажется, лучше всяких описаний…

От ополченца до главкома
Отдельный раздел экспозиции «России верные сыны» посвящен народному ополчению, идею которого подала жена тверского, новгородского и ярославского генерал­губернатора, хозяйка Тверского Императорского дворца великая княгиня Екатерина Павловна. Идею эту горячо поддержал Карамзин, автор упомянутой в «Вестнике Европы» статьи о том, что французская нация становится нацией солдат. Рядом с его портретом разместились изображения поэта Жуковского, автора «Бородинской годовщины» и «Певца во стане русских воинов», вступившего в петербургское ополчение, и Кутузова, который сначала был определен командиром ополчения, а уже потом был утвержден главнокомандующим.

Часть представленных экспонатов относится не к XIX, а к началу XX столетия, времени празднования 100­летия победы России над Наполеоном. Это сувениры, появившиеся во Франции и России в 1912 году: памятные медали, кубки, почтовые открытки с воспроизведением картин русских и французских художников с эпизодами Отечественной войны и многое другое. Завершают выставку реплики обмундирования русских воинов, выполненные Александром Литвиновым, и большая витрина, выстроенная художниками Геннадием Ореликовым и Николаем Хмылевым, с образцами оружия той эпохи – саблей, пушкой­«единорогом», ружьями 1812–1814 годов, охотничьим топором XIX века и вилами, парафразами знаменитой толстовской «дубины»… 

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
254

Возврат к списку

Тверская область приняла участие в агропромышленной выставке «Золотая осень» ВИДЕО
С 10 по 13 октября 2018 года на территории ВДНХ в Москве проходила 20 Российская агропромышленная выставка «Золотая осень». Свою продукцию на ней представили 25 предприятий Тверской области.
18.10.201811:45
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость