21 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 17.04.2012

Детям до шестнадцати

Фотограф: Ольга Моисеева

В Тверском театре юного зрителя сыграли премьеру спектакля для взрослых «Песочница» по пьесе польского драматурга Михала Вальчака. Главный режиссер ТЮЗа Адгур Кове, осуществивший постановку, придал ей межтеатральный характер – в спектакле, который идет на не так давно открывшейся камерной сцене, заняты артисты из его труппы и труппы Тверского театра кукол.

В Тверском театре юного зрителя сыграли премьеру спектакля для взрослых «Песочница» по пьесе польского драматурга Михала Вальчака. Главный режиссер ТЮЗа Адгур Кове, осуществивший постановку, придал ей межтеатральный характер – в спектакле, который идет на не так давно открывшейся камерной сцене, заняты артисты из его труппы и труппы Тверского театра кукол.

На Земле остались только два человека – Он и Она. Кроме них вроде бы есть еще кто-то: Ее мама, например. Он – в рабочем комбинезоне с наколенниками, Она – в балетной пачке и тоже с наколенниками. Оба носят респираторы. Она кутается в светлое покрывало, Он выращивает в стеклянной колбе цветок. Художник Михаил Мисуно создал на сцене постапокалиптическую картину не столько тотального запустения, сколько вакуума, в котором живут герои пьесы: респираторы, которые носят персонажи, находясь вне песочницы, – это знак враждебности окружающего их мира. Песочница же – в спектакле она реальна, на сцене щедро рассыпан песок – как модель потенциально идеального мира выступает как символ чистоты и первозданности, это маленькая замкнутая вселенная, в которой зарождается, развивается и движется к кульминации сама жизнь.

От библейских аллюзий, наблюдая за происходящим на сцене, никак не избавиться – авторы спектакля придали своей работе онтологический смысл, песочница у них становится инвариантом сущего и сущности. Пьеса Михала Вальчака дает достаточно поводов в том числе и для такой трактовки, особенно если не обращать внимания на некоторые ремарки. Ее герои – это люди, живущие, почти по Платону, припоминанием, их сознание в начале спектакля девственно-чисто, их знания о мире скудны. Содержание этих припоминаний, возможно, не слишком позитивно: Он, играя в Бэтмена, например, сосредоточен на стрельбе и насилии, но такая фиксация на этих сторонах жизни, во-первых, объяснима событиями, происходившими во внешнем мире (решение спектакля позволяет в общем-то сделать такой вывод). А во-вторых, не будем забывать, что Он все-таки мужчина, и Бэтмен для него – положительный герой, борющийся со злом. То есть равновесие в Его мире хоть какое-то, но существует, и Он вполне доволен и счастлив, пока в песочнице, где разворачиваются баталии куклы Бэтмена, согнутой из проволоки, с воображаемыми врагами, не появляется Она.

Драматург вместе с постановщиком ставит перед исполнителями весьма сложную задачу: за час с небольшим им необходимо прожить не какой-то определенный отрезок времени, а едва ли не целую жизнь, начиная с самого детства. Разделяя пространство песочницы на две неравные части: Ему – большую, Ей – меньшую, герои впервые идентифицируют себя как мужчину и женщину. Играя каждый в свои куклы, влюбляются друг в друга, познают, что значит «в первый раз», после которого Он выкуривает сигарету. Испытывают ревность, ругаются и, в конце концов, расходятся. При этом внешне никаких изменений с артистами не происходит, разве что Она в финале появляется в  белом, «взрослом» платье – только для того, чтобы «переехать с родителями в другой район», так и не приняв цветок, выращенный Им в стеклянной капсуле.

Здесь, конечно, нужны крупные актерские планы, и они есть. Как есть и почти не тюзовский стиль игры – видимо, сказываются и контекст камерной сцены, когда границы между сценической площадкой и зрительным рядом никакой нет, – чтобы достать напугавшего Ее червяка, Он заползает прямо под кресла первого ряда, и установки режиссера Адгура Кове. Исполнители – Александр Крайнов, Алина Галиаскарова, Наталья Бульканова и приглашенный из театра кукол Сергей Зюзин – используют все пространство площадки (режиссер по пластике Джон Шенгелия), в меру эмоциональны, в меру напористы и всегда очень умело создают из текста литературного текст театральный, сплошь сотканный из метафор.

В пьесе практически нет полноценных диалогов – речь главного героя больше напоминает поток сознания и сплетается из обширных комментариев о Бэтмене и довольно коротких реплик, адресованных героине, изъясняющейся, к слову, также кратко. Такая одновременная спрессованность и хао-тичность языка вполне соответствуют тому, что происходит на сцене. А историю авторы спектакля рассказывают все-таки не очень веселую. Примеряя на себя принятые в обществе социальные роли, абстрактные Он и Она (по пьесе персонажей зовут Милка и Протас), не случайно встретившиеся в песочнице, выполняют и соответствующие этим ролям функции, исполнение которых приводит их к неспособности даже услышать друг друга. И, конечно, о любви и счастье, которые были так возможны, так близки, речи быть не может. Припоминание оборачивается непониманием, а детская непосредственность и открытость – взрослой дикостью. Столь обнадеживающая поначалу модель мира в этот момент рушится. Может быть, поэтому песочниц в городе уже не осталось: та, куда когда-то пришли герои, едва ли не единственная. Но теперь Она, переехавшая «неважно… в другой район... далеко...», прежде чем войти в другую песочницу, будет также снимать обувь, а Он все повторяет слова про чародея, у которого есть противоядия от всех болезней и который может не только «собрать человека даже из таких вот четвертушек», чтобы человек – девушка – снова был живой, но и Бэтмена вылечить.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
23

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость