21 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 20.03.2012

Весьегонские пейзажи академика живописи

Знаменитого живописца Якова Ромаса привела в весьегонские края неизбывная тяга к охоте и рыбалке. Многократно пытался я выяснить обстоятельства первого его приезда, с которого начались частые «ныряния» художника в примоложскую глубинку, да все никак не удавалось найти причины. Но вот в декабре 2002 года «Новый мир» напечатал мемуары профессора-лингвиста Александра Реформатского «В «дебрях» памяти», и ситуация прояснилась.

Знаменитого живописца Якова Ромаса привела в весьегонские края неизбывная тяга к охоте и рыбалке.

Многократно пытался я выяснить обстоятельства первого его приезда, с которого начались частые «ныряния» художника в примоложскую глубинку, да все никак не удавалось найти причины. Но вот в декабре 2002 года «Новый мир» напечатал мемуары профессора-лингвиста Александра Реформатского «В «дебрях» памяти», и ситуация прояснилась. Александр Александрович пишет: «Я поехал на Мологу с Древинами <...> и с одним моим старым охотничьим другом Вячеславом Антоновичем Яловецким (в рассказе Пришвина «Запах фиалок» он фигурирует под названием «юрисконсульт Я.», каковым он действительно и был). А Древины захватили с собой еще впоследствии известного художника Яшу Ромаса с женой». 

Дело происходило в августе 1936 года, еще до затопления моложской поймы и деревень на ее берегах водами рукотворного Рыбинского моря. Жили приятели в деревне Морозихе, которая вскоре оказалась на дне этого водохранилища. Реформатский на охоту под Весьегонск больше не приезжал, а вот Ромас, подружившись с местным учителем Дмитрием Ивановичем Череповым, подолгу жил у него, рыбачил и писал пейзажи и натюрморты. 

Водохранилище принесло немало бед природе и людям. Но порой и это они умудрялись обращать в пользу себе. Так, в декабре 1943 года рыба, почувствовав недостаток кислорода и задыхаясь, плотными косяками пошла из водохранилища в притоки. Черепов писал тогда Якову Дорофе-евичу в Москву: «Числа 16-18 декабря в реку Себлу был небывалый ход плотвы и окуня. Обнаружила его утром 16-го одна беняковская женщина: вышла на прорубь зачерпнуть ведро воды, а зачерпнула полведра рыбы. Рыбы было так густо, что ловили из проруби руками, корзинками, ведрами, решетами. Кто ловил саками, тот наловил по 60-80 пудов». 

В Морозихе и Чамерове, на Мологе и Себле, в местных лесных и болотных ландшафтах Яков Ромас создал немало живописных работ, но требуется их четкая адресная атрибуция. Уверенно могу сказать о весьегонском происхождении пейзажа «Светлый день». Кроме того, в 1970 году Анна Алексеевна Черепова, вдова Дмитрия Ивановича, передала Весьегонскому краеведческому музею картину Ромаса «Сирень на окне», созданную художником в их чамеровском доме и подаренную другу-учителю.

Судьба Якова Дорофеевича Ромаса по сравнению с судьбами многих художников-современников была вполне благополучной. Он родился 11 февраля 1902 года под Гродно (сейчас селение Сокулка находится на территории Польши). Его усыновила знаменитая революционерка Инесса Арманд, обеспечив тем самым возможность жить и учиться в Москве. В Пречистенском практическом институте Ромас занимался в 1922-1924 годах у Константина Коровина и Николая Крымова.

В 1930 году Яков Дорофеевич окончил театрально-декорационное отделение Высшего художественно-технологического института, посещая классы Константина Истомина, Сергея Герасимова и Петра Кончаловского. В двадцатые-тридцатые годы он стал известен как театральный художник, кроме того, постоянно принимал участие в украшении центра Москвы к праздникам, оформлял Музей В.И. Ленина, многие крупные выставки, проектировал совместно с архитекторами интерьеры станций Московского метрополитена.

К 20-летию Октябрьской революции власти затеяли кардинальное переоформление интерьеров Исторического музея на Красной площади. Была забелена или уничтожена вся прежняя дореволюционная роспись, и Якову Дорофеевичу наряду с другими художниками пришлось поверх этого делать росписи, прославляющие социализм. 

Когда началась Великая Отечественная война, старший полит-рук Ромас получил назначение на крейсер «Максим Горький» и стал художником эскадры Балтийского флота. Он пережил в Ленинграде три года блокады и создал ряд картин, среди которых особенно выделяется полотно «Зимние залпы Балтики». Из пережитого им возник величественный образ города, зажатого в тиски блокады, но сопротивляющегося врагу. «Наконец набрел на правильное (программно правильное) решение,— записал он в январе 1942 года в своем дневнике. — Корабль, ведущий огонь в скованной льдом Неве, на фоне заиндевевшего, но всегда прекрасного города, как бы грудью своей стальной защищающий город от ударов и вторжения врага. У меня до сегодняшнего дня складывалось как-то так, что я все шел как бы от «протокольной» правды (так-то вот мы стояли, здесь-то и так-то били). Но найти такой образ города и скомпоновать так корабль на Неве, чтобы сразу, без всяких комментариев и подписей даже не ленинградец сказал: да, это героический Ленинград, да, это действия героического флота в зиму 1941 года в окружении!.. Есть по-настоящему волнующий, собирательный прекрасный образ! Осенью 1942 года «Зимние залпы Балтики» заняли одно из центральных мест на выставке «Великая Отечественная война».

В послевоенные годы Яков Дорофеевич стал признанным мастером пейзажа и жанрово-тематических композиций, посвященных природе и людям средней полосы России и Нижней Волги. Он любил и умел изображать широкие морские и речные просторы, но не менее близки были ему и уютные уголки природы под Весьегонском. Его многочисленные персональные выставки прошли в Москве, Ленинграде и многих других городах страны.

В 1958 году его избрали в дейст-вительные члены Академии художеств СССР, а через четыре года он стал членом ее президиума. Серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году и приобретение его работ Дрезденской картинной галереей отмечают его международное признание. 

В последние годы жизни Яков Дорофеевич много работал на Нижней Волге и Каспии, подолгу жил там и скоропостижно скончался в Астрахани 18 мая 1969 года. Художник похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, а на доме №9 по Кутузовскому проспекту установлена мемориальная доска в его честь. 

У посетителей маленького районного музея в Весьегонске есть уникальная возможность полюбоваться картиной народного художника СССР, академика живописи Якова Ромаса «Сирень на окне», написанной в доме учителя Чамеровской сельской школы Дмитрия Ивановича Черепова.

Автор: Иван ТОРОПЕЦКИЙ
218

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость