20 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 29.03.2010

Елена Борецкая: Кукольник не может быть просто актером

Елена Борецкая много лет работает  в Тверском театре кукол гримером-постижером*. Актриса в прошлом, на сцену она больше не выходит, но кукольником остается

Кукольники в ряду  деятелей других жанров театрального искусства представляют собой явление особое, только про них говорят: могут все. «Ребята, вы – боги!» – сказал как-то об артистах Тверского театра кукол один режиссер драмы, посмотрев их спектакль из-за кулис.

Елена Борецкая много лет работает  в Тверском театре кукол гримером-постижером*. Актриса в прошлом, на сцену она больше не выходит, но кукольником остается

Кукольники в ряду  деятелей других жанров театрального искусства представляют собой явление особое, только про них говорят: могут все. «Ребята, вы – боги!» – сказал как-то об артистах Тверского театра кукол один режиссер драмы, посмотрев их спектакль из-за кулис. Ведь это же надо – отработать роль, повесить свою куклу на гребенку, помочь установить декорации, сыграть другую роль с другой куклой, положить ее, подойти на помощь другому артисту, а потом взять первую куклу и играть, и все так слаженно, так ловко, на таком маленьком пространстве!  
А потом можно выйти из-за кулис и зайти в мастерскую Елены Борецкой. И вот уже говорим о ее работе – из чего делает волосы для париков, как клеит, какие делает прически. Что-то объясняя, для наглядности берет куклу, которая просто оказалась под рукой, и как-то сразу, без предисловий, неожиданно заговорила голосом куклы (кажется, Гнома) – и все изменилось! Осталась только эта крашеная круглая поролоновая голова, которая что-то спрашивает, а я отвечаю – ей, смотрю в ее глупые глаза, в ее открывающийся механически рот, держу шершавые поролоновые пальцы, забыв, что ею двигают и за нее говорят. Произошло чудо, обычное для этого театра, – рукотворная вещь, какая-то грубо раскрашенная бутафория ожила, и нельзя не поверить в существование возникшего так неожиданно собеседника.

Профессия в руках
Представители поколения, начинавшего свой путь в Тверском театре кукол больше тридцати лет назад, кроме своего основного дела – играть на сцене, водить куклу – учились эти самые куклы еще и делать. Считалось, что если они будут понимать весь процесс, то к куклам станут относиться по-другому, лучше их чувствовать. Прошла эту школу и Елена Борисовна.
– Мне всегда это было интересно, – говорит она, – кукольник ведь не может быть просто актером.
В детстве мечтала быть художником, увлечение театром пришло позже. Когда училась в восьмом классе, знакомые рассказали о конкурсе, который проводит камвольный комбинат. Она отправила свои рисунки и выиграла конкурс на штапельном производстве. Как автора рисунка ее приглашали на худсоветы, ежемесячно отправляли по почте гонорары – 46 рублей, неплохие деньги, если сравнить с зарплатой ее отца-инженера, получавшего в НИИ 130 рублей. Ткань с рисунками Борецкой до сих пор в продаже. По ее эскизам делали и вышивку на фабрике. Руки всегда были заняты рисованием. Кроме того, занималась и театральной самодеятельностью – ставила танцы, сценки, участвовала во всевозможных конкурсах, вела концерты во Дворце пионеров. И театр победил. Мама – актриса музыкальной комедии, сначала в Киеве, потом  во Львове, – выбор дочери одобрила.   
– Работая актрисой, я заходила и в постижерский цех. Валентина Михайловна Леонова, которая профессию гримера-постижера тоже освоила, будучи актрисой, говорила мне: «Лена, учись, я тебе даю в руки профессию!». И я ей теперь каждый день низко кланяюсь – она мне действительно дала профессию.
К умению рисовать, шить, вышивать, чеканить, собирать радиоприемники, работать ножом и молотком, делать куклы, водить их, петь, играть на сцене прибавилось умение создавать грим, делать бороды и усы.
– Из чего можно сделать парик? Из колготок. Из любых ниток. Из соломки, из искусственных волос. Но самый главный материал у нас – это манильский канат, настоящий корабельный канат, который мы распускаем на пряди и красим. Используем его и для кукол, и для людей.
– Я отработала 26 лет актрисой, а потом ушла. 23 года я была Снегурочкой на новогодних елках, при своем низком голосе мне всегда приходилось работать на «верхах», и я теряла голос. И у меня болели суставы, не могла держать на высоте куклу. В спектакле «Аленький цветочек» приходилось менять руку с правой на левую, а в длинных сценах актеры помогали – поддерживали мою руку. Уход из профессии прошел безболезненно, потому что осталась в театре, знала, что все равно нужна ему, что этот театр – мой. Сейчас мне помогает в цехе девочка-актриса, и я вижу, что у нее тоже все ладится. Она уже из моих рук получает профессию. Эта профессия всегда востребована – в театре, сериалах, рекламе. И на телевидении меня уже знают и зовут лысинки припудривать.

Сцена не терпит голого лица
– Без грима никак нельзя – сцена не терпит голого лица. Я пользуюсь тенями, карандашами, какими пользуются женщины в жизни, только без бронзы, без перламутра – они делают лицо плоским, особенно на сцене. Сценический свет может менять цвет кожи, выделять на лице актера все недостатки. С чего начинаю? Сначала тенями делаю глубину. Необходимо учитывать, широко, близко или глубоко посажены глаза. Если сцена требует особенной выразительности, то под ресницами проводится светлая полосочка грима, а потом под ней, чтобы увеличить глаз, темная, и так далее. А в довершение всего в уголке глаза рисуется красная точка – искра в глазах. Наш актер Михаил Гусев, готовясь к роли Воланда, на закрытое веко приклеивает стеклярус. Стоит прикрыть глаза, в зал летит луч.
 Грим способен преобразить внешность человека, круглое лицо сделать худым, молодое – старым. Если щеки впалые, а нужно наоборот, то делается румянец на всю щеку. Чтобы омолодить пожилого,?подрумянивают под бровями, в середине лба и подбородка, убирают мешки под глазами, подводят глаза. А стариком сделают парик, общий тон, белые мешки под глазами. Артисты, бывает, даже своих партнеров не сразу узнают, так меняет их грим.
В театр даже милиция приходила одно время (тогда были распространены преступления в париках), нам категорически приказали: никаких бород, усов и париков частным лицам не продавать. Многое зависит и от костюма, и от освещения сцены,  но представить законченный грим без прически невозможно: приклеил усы или бороду, надел парик – и уже перед тобой другой человек.
Уникальны лишь глаза и нос, – считает Елена Борисовна, – остальное можно нарисовать. Но главное все-таки решает актерское мастерство. Одним гримом роль не сыграть – он только поддерживает образ.
Автор: Мария СПИРИДОНОВА, Фото: из архива "ТЖ"
157

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость