26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Транспорт 23.01.2012

Шел по городу трамвай…

Фотограф: Архив «ТЖ»

Тверской трамвай появился в далеком 1901 году. В то время он был не средством передвижения, а роскошью. Позволить ее могли себе только успешные, активно развивающиеся города. Решение о строительстве трамвайной линии городская управа приняла в 1898 году – был подписан договор с бельгийской компанией.

Недавно в редакцию «Тверской Жизни» пришло письмо: читатель Виктор Афанасьев, пенсионер, сетовал: в прошлом году исполнилось 110 лет тверскому трамваю, но мало кто из горожан обратил внимание на эту дату. Да и о самом юбилее многие тверитяне узнали случайно, увидев на улицах областного центра трамвай с праздничной надписью «Тверскому трамваю – 110 лет». 

«Молодежь не пользуется этим видом общественного транспорта. Водители жалуются, что трамваи занимают место на дорогах, дребезжат и шумят. Трамвай нынче не в чести. А вот я, человек пожилой, жизнь без трамвая не представляю. Расскажите, пожалуйста, о славных страницах истории тверского трамвая. Ведь юбилей этого вида транспорта мог бы стать общегородским праздником», – пишет Виктор Афанасьев. 

С удовольствием откликаемся на просьбу читателя. 
Тверской трамвай появился в далеком 1901 году. В то время он был не средством передвижения, а роскошью. Позволить ее могли себе только успешные, активно развивающиеся города. Решение о строительстве трамвайной линии городская управа приняла в 1898 году – был подписан договор с бельгийской компанией. Первые проложенные в городе пути связали нынешнюю площадь Ленина и Морозовскую фабрику («Пролетарка»). 

Вагоны, как уже сказано, были бельгийского производства – свои мы тогда еще не строили. В вагонах помещалось всего 32 человека, скорость движения была невысокой, время простоя на разъездах доходило до 15 минут, поэтому, несмотря на дешевые билеты, в первые годы своего существования в Твери трамвай популярностью не пользовался. Профессии кондуктора и вагоновожатого были мужскими – люди в форме не пускали в вагон нетрезвых граждан, людей в грязной одежде. Был ряд и других ограничений. К слову, трамваи работали, как сейчас маршрутки: останавливались помимо обязательных остановок также и по требованию пассажира. 

Трамвай – народу

В 1918 году, после Октябрьской революции, трамвайное хозяйство было национализировано. С 1920-го по 1922 год трамваи не ходили – не хватало топлива для электростанции. Движение возобновилось в апреле 1922 года, и, говорят, то был праздник для горожан. Трамвайное хозяйство реконструировалось, сооружались новые линии, закупались вагоны – уже отечественные. Трамвайные линии связали все районы города Калинина в 1940 году, накануне войны. 

Тверской трамвай пострадал во время оккупации: горели вагоны, разбирались пути. Войдя в освобожденный город, солдаты увидели руины зданий, тела убитых, брошенную технику и покореженные трамвайные вагоны на путях. Началось восстановление, и факт говорит сам за себя: уже в 1942 году движение возобновилось. 

Война закончилась, и для калининского трамвая началось «золотое время». К 1950 году было запущено 37 вагонов. В 1967 году на калининских рельсах впервые появились чехословацкие «Татры», закупавшиеся потом регулярно. Они стоили немалых денег, но без трамвая было не обойтись. И, конечно, все хотели, чтобы тверские трамваи были красивыми и удобными. 
В 1987 году к первому празднованию Дня города был оборудован первый и единственный в Калинине экскурсионный трамвай, получивший номер 001. Он «засветился» даже на советских телеэкранах в фильме об адмирале Колчаке, но, увы, специально для съемок был аляповато перекрашен. Как экскурсионный вагон проработал около десяти лет, потом сломался, отремонтировать его не получилось. Вагон был продан – сейчас он стоит на Трехсвятской и используется как торговая точка. В нем продавали жареную картошку, потом работал оператор сотовой связи, сейчас открылся офис другой компании. И по сей день экскурсионный вагон любят фотографировать приезжающие в Тверь туристы. 

«Скажи, куда ушли те времена?»

Даже в начале лихих девяностых перспективы тверского трамвая казались радужными: в 1991 году на маршрут вышли два новых экспериментальных вагона КТМ-2, а в октябре 
1991-го было приобретено четыре вагона КТМ-5А. В народе их прозвали «утюгами». Последняя партия этих вагонов пришла в Тверь в феврале 1992 года. И долгие годы новые трамваи не покупались. Оно и понятно: в стране начался затяжной экономический кризис, муниципалитеты не успевали латать дыры в бюджете. Денег не хватало на самое необходимое – на ремонт труб, ремонт дорог. Всем было не до трамвая. 

Начиная с этого момента радостные новости чередовались с печальными. В 2002 году в Липецке был куплен списанный вагон. В Твери вагон восстановили и пустили в составе поезда на одиннадцатом маршруте. В январе 2003 года в центре города сгорел трамвайный вагон, в этом же году на металлолом было разрезано три вагона. Некоторые вагоны списывали, потому что они буквально сгнили к концу срока эксплуатации. Вот пример: пробег списанного в 2003 году вагона Т-3 с №127 составил 1 200 000 километров. Не один раз, образно говоря, этот трамвай обогнул экватор.

Не везло трамваю и в 2004 году – сгорел один вагон, другой столкнулся с автомобилем. Продолжалось списание, новые вагоны не закупались. «Свет в конце тоннеля» забрезжил в 2007 году – впервые за долгие годы город приобрел два новых отечественных трамвайных вагона ЛМ-99АЭНМ. В народе эту модель называли ласково «пчелкой». 

В День города в 2007 году в центре Твери была открыта выставка нового пассажирского транспорта: в салоне нового трамвая за время презентации побывали более тысячи горожан…

Но массовой закупки новых вагонов не случилось. И это понятно: трамвай – дорогое удовольствие. Самый простенький отечественный трамвайный вагон стоит 8 – 10 миллионов рублей. Прибавьте к этому стоимость потребляемого электричества, и вы поймете, почему приобретение вряд ли когда-нибудь окупится. 

Аргумент сторонников трамвая – апелляция к европейскому опыту. Действительно, от трамваев в Европе никто отказываться не собирается. Но трамваи трамваям рознь. В Европе они бесшумны, комфортны, оборудованы электронными табло и автоматами, компостирующими билеты.

Представьте, сколько стоят такие вагоны! В отличие от России в Европе трамваи – зачастую собственность частных компаний. Средства на приобретение составов тратят крупные инвесторы, а не муниципалитеты. И частники стараются, чтобы вложения вернулись с лихвой. Одна поездка на трамвае стоит для европейского жителя не менее двух евро (то есть более восьмидесяти рублей).

Вы готовы, уважаемые читатели, отдать такую немалую сумму за билет? Лично я – нет. Потому-то и умирает тверской трамвай, вытесняется автобусами, маршрутными такси – слишком уж дорог этот вид транспорта. Он ничем не хуже других, но, как это ни грустно, видимо, золотое время тверского трамвая безвозвратно ушло. Потому-то и начали собирать по крупицам материалы по его истории тверские энтузиасты. Кто хочет познакомиться с документами и фото, собранными любителями этого вида транспорта, может заглянуть на интернет-странички www.tver-trans.msk.ru и www.tver-trans.ucoz.ru

А еще хотелось бы добавить: как-то грустно оттого, что перелистывается очень славная страница в истории городского транспорта. И вертятся в голове ностальгические строки песни «Сиреневый туман»: «Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда…». У всех ведь были такие поездки в трамвае – с долгими беседами, раздумьями, с любованием городскими пейзажами. Поэтому если вы забыли о юбилее тверского трамвая, просто прокатитесь в нем разок по областному центру. Прикоснитесь к истории города, которую нельзя представить без «ветерана» общественного транспорта.
Автор: Юлия ОВСЯННИКОВА
147

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость