19 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 20.01.2012

Как отреставрировать старинную мебель в домашних условиях

Фотограф: Архив «ТЖ»

Однажды, прогуливаясь в лесу за своим дачным кооперативом, я случайно обратил внимание на кем-то выброшенный старый стул. Даже издалека было видно, что он не совсем обычный. Так и оказалось. Когда «пыль веков» была смыта, изумленному взору предстали оригинальные рисунки в стиле русского модерна, украшавшие сиденье и спинку. Этот стиль был популярен в нашей стране недолго, с 1890-го по 1920 годы, и его образцы встречаются крайне редко.

Однажды, прогуливаясь в лесу за своим дачным кооперативом, я случайно обратил внимание на кем-то выброшенный старый стул. Даже издалека было видно, что он не совсем обычный. Так и оказалось. Когда «пыль веков» была смыта, изумленному взору предстали оригинальные рисунки в стиле русского модерна, украшавшие сиденье и спинку. Этот стиль был популярен в нашей стране недолго, с 1890-го по 1920 годы, и его образцы встречаются крайне редко.

Я всегда был неравнодушен к старинной мебели, долгие годы серьезно занимался резьбой по дереву, преподаванием по этому направлению. Меня подкупала добротность изготовления, оригинальность решения композиционных и технических задач. Об эстетической стороне вопроса даже говорить не приходится. Старина привлекает внимание и радует взгляд. Более тридцати лет назад в одном из деревянных частных домов я устроил, по сути, свою первую мастерскую. Однажды сосед решил расстаться со старым буфетом – большим грандиозным сооружением высотой более двух метров. Разумеется, он был в плохом состоянии, но самое печальное было в другом – мне тоже тогда негде было его хранить. Все что удалось, так это оставить у себя две створки от верхней части. И только спустя много лет я сумел украсить этими створками свой книжный шкаф.

От старинных буфетов у меня есть еще один артефакт в виде ножки, которая открывается как маленький шкафчик. Когда-то она даже закрывалась на личину. Я украсил ее скульптурой, и сейчас это навесная полка – очень оригинальная и красивая.

К сожалению, много старой мебели утрачивается только оттого, что в нашем обществе не прижилась традиция хранения старинных вещей. К тому же не существует и доступных мастерских по ремонту старой мебели. А потому, если вы захотите привести в порядок то, что вам дорого, придется все сделать собственными руками. Мой практический опыт показывает, что эта работа вполне по силам любому.

*  *  *
С чего же надо начать? Разумеется, с чего-нибудь небольшого, и стулья здесь будут самым подходящим предметом. Вначале следует разобрать на составные части то, что вы решили восстановить. Но иногда это сложно или просто невозможно. Со временем шурупы так «пригорают», что не помогает и использование машинного масла. 

Затем нужно снять с изделия все предыдущие слои тонировки, краски и лака. Это можно сделать только одним способом – проциклевать поверхность, или, другими словами, соскоблить все, что было нанесено ранее. Для этого можно воспользоваться или циклей, или кусочками разбитого ненужного стекла. Не тратьте времени, денег и сил на смывки и растворители – им не под силу справиться с такой сложной задачей.

После того как поверхность будет очищена, ее нужно зашкурить наждачной, но не крупной бумагой во избежание появления царапин. Применение рашпиля или каких-то механических приспособлений не рекомендуется. 

Для простой мебели мастера прошлого брали самую твердую древесину, которую можно было найти в наших местах. Порой даже сложно определить разновидность дерева. Путем исключения можно прийти к выводу, что зачастую использовался можжевельник, особенно для деталей соединения, и мореный дуб, пролежавший в местных реках не одно столетие. 

С годами на мебели, даже сделанной из прочной древесины, могут появиться трещины. Для того чтобы их заделать, лучше всего приготовить клеевую массу из эпоксидного клея, марки ЭДП (смолы и отвердителя) и мелких древесных опилок, причем последние лучше подбирать по цвету древесины. Например, для реставрации мебели из бука лучше использовать буковые опилки.

Уже в процессе разборки вы можете столкнуться с тем, что часть фурнитуры утрачена. Как правило, речь идет о шурупах. Но сложнее, если шуруп обломился глубоко внутри. Тогда нужно засверлить отверстие точно с противоположной стороны и через него выбить застрявший в дереве обломок. 
Когда работа подходит к концу, остается только решить вопрос с тонировкой и лакировкой.

Разумеется, это дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. Основная задача – придать предмету первоначальный вид. Но далеко не всегда это возможно. Выбор будет только за вами. Не стоит ничем злоупотреблять, а иногда лучше вообще оставить деревянную поверхность первозданной. И тогда при каждом прикосновении вы будете ощущать тепло не просто старого, а очень старого дерева.

В старой мебели мне встречались образцы, сделанные вручную, с учетом дополнительных крепежных функций (например, с целью заклинивания). Нужно постараться или самим изготовить нечто похожее, или найти равнозначную замену. И в первом, и во втором случае потребуются старые шурупы, которые могут храниться в гаражах и на дачах.

Работа по реставрации и изготовлению мебели позволила мне накопить значительный опыт по разнообразной обработке поверхности. Если сначала я стоял перед выбором – лакировать или не лакировать, то сейчас я иногда использую такой прием, как протирка олифой. А что касается лака, то и здесь выбор широкий: существуют бесцветный, матовый, полуматовый, а также эбеновый (черный) и красный лаки.

У сборки тоже есть свои маленькие хитрости. Наживив, закручивайте все шурупы одновременно. И только когда убедитесь, что все встало на свои места, затягивайте до упора.

*  *  *
Иногда я отходил от основного принципа реставрации и вносил в предмет что-то новое, например, украшал элементами старинной резьбы. Или использовал старые обивочные гвозди как декоративные элементы. А однажды взял электролобзик с очень мелкой пилкой и украсил спинку пропильной (сквозной) резьбой, что оказалось не только красивым, но удобным в использовании.

Чаще всего старая мебель попадалась мне в руки с дефектами, появившимися в результате небрежного отношения. Что касается стульев, то обычно у них отсутствовали сиденья и спинки. Со спинкой все довольно сложно, так как выгнуть ее из толстой фанеры в домашних условиях невозможно. Вот почему я позволил себе в решении этой проблемы использовать художественный подход: выпилил из фанеры декоративную спинку в виде лебедя. В результате появился стул, который я назвал «Черный лебедь». Единственное, чего мне не удалось сделать, – так это придать спинке выгнутую форму, но я продолжаю экспериментировать. Можно единичные предметы объединять в небольшие комплекты. У меня есть мебельный гарнитур офисной мебели, выполненный в стиле «Ретро», в который первоначально вошло три предмета: столик на одной ножке, стул и этажерка. 

Другим интересным направлением в работе стал так называемый «лесной» стиль. Так, из сука ясеня я сделал ножку для декоративного столика. При этом пришлось залить все трещины клеевым составом из эпоксидного клея, марки ЭДП (смолы и отвердителя) и мелких древесных опилок все того же ясеня. Затвердевший клей я обработал при помощи рашпиля и отциклевал. Затем все отшлифовал, затонировал в темный цвет и покрыл лаком. Так как речь шла о мебели, я решил отступить от своего правила и не покрывать дерево лаком, тем более что для верхней части я взял кусок полированной ДСП от старой тумбочки и выпилил электролобзиком столешницу в виде листа. Получился столик под названием «Листопад».

Полированные куски старой мебели можно использовать и при изготовлении полок, тем более что сегодня для этого в магазинах можно купить современные металлические кронштейны. Опыт показал, что больше всего для такой работы подходят боковые стенки софы. Они не только сделаны добротно, но и отфонированы не бумагой, а ценными породами деревьев, которые не произрастают в средней полосе России.

Одной из работ в этом стиле стал столик «Лилия». Для ножки был подобран ствол вяза, а для столешницы очень хорошо подошла мраморная подставка от старой напольной вешалки. В комплект были добавлены два старых стула с круглыми сиденьями. А еще через некоторое время я сделал столик из ствола вишни и…керамической плитки вместо столешницы.

Следующую работу – столик «Классический» – стоит описать более подробно. Для столешницы я купил самую большую керамическую плитку, какую сумел найти в магазине, а для ножек – три точеные деревянные балясины (стойка для перил). Основной проблемой было подыскать или изготовить крепеж для ножек стула. Но и здесь мне повезло, я нашел кусок столешницы ресторанной мебели и выпилил электролобзиком необходимое крепление круглой формы, которое соединил с ножками стола мебельными болтами, предварительно вмонтировав в каждую ножку по втулке. А на сам крепеж я положил такое же круглое стекло.

*  *  *
Работа по реставрации даже небольшой по объемам и несложной по конструкции мебели может занять довольно длительное время. Надо быть к этому готовым. Но будьте уверены – результат превзойдет ожидание. То, что еще вчера было обречено на выброс, после реставрации займет достойное место в вашем жилище. И еще. Для вас это может стать приятным времяпрепровождением.

За несколько лет мне удалось отреставрировать два десятка самых различных стульев. И каждый раз я с удивлением отмечал, что при изготовлении каждого был ранее мастерами использован свой собственный технологический прием. Видимо, в каждой мастерской по изготовлению мебели с годами складывались собственные технологические процессы. Мастерских таких было очень много, но, к сожалению, о них мы мало что знаем. Разумеется, если речь не идет об известных торговых марках, таких, как «Тонет» или «Кон». Два стула из тех, что мне довелось привести в порядок, можно с уверенностью идентифицировать как венские стулья фирмы «Кон».

Не может не удивлять высокое качество изготовления мебели. К примеру, круглое сиденье стула выгибалось так идеально ровно, как будто это сделано не руками, а станком. А место креплений и сейчас, спустя 50–70 лет, просматривается с трудом. 

Но особенно впечатляет искусство изготовления гнутых деталей стульев. Складывается ощущение, что мастера прошлого могли придать дереву практически любую форму. Сами же стулья производят впечатление сложных инженерных конструкций.

Как в дальнейшем использовать отреставрированную мебель, каждый решает сам, но всегда стоит помнить – она свое уже «отработала» и вполне заслужила право быть просто украшением. А еще это память о ваших предках, что, по сути, будет знаком проявления уважения к ним.
Автор: Виктор ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ
3718

Возврат к списку

Главная котлета этого лета, или Как отдохнуть в Торжке ЛОНГРИД
Фестиваль «У Пожарского в Торжке» в событиях, комментариях, мнениях и калориях
18.06.201814:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость