28 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 13.09.2011

Ученик великого художника-гуманиста

К 200-летию со дня рождения.

Ровно два века назад, в 1811 году, родился один из самых талантливых учеников великого Венецианова – Александр Алексеевич Алексеев. Саша был крепостным, дворовым мальчиком в имении Лубеньки Кашинского уезда Тверской губернии, принадлежавшем офицерской вдове Ольге Куминой. Поля и деревеньки, прилепившиеся к берегам речки Яхромы, – вот пейзажи его детства.

Молодой иконописец из Калязина Никифор Крылов взял его в свою бродячую артель. Весной 1825 года Крылов с помощниками расписывал иконостас в имении князя А.С. Путятина под Бологим, и оказавшийся там Алексей Гаврилович Венецианов обратил внимание на способности Саши. Он включил подростка в число своих учеников. Состоя вместе с другими питомцами родоначальника русской бытовой живописи пенсионером Общества поощрения художников, 16-летний Александр Алексеев получил в 1827 году по присуждению Академии художеств Большую серебряную медаль за представленную на ежегодной академической выставке картину «Мастерская художника Венецианова в Петербурге». В начале 1829 года от имени Общества поощрения художников за ту же картину ему была присуждена Малая золотая медаль.

Это полотно, несомненно, самая известная его работа, которая непременно воспроизводится во всех больших альбомах русской живописи первой половины XIX века. И, как говорится, есть за что. Зритель забывает, что это в общем-то всего лишь пример выполнения молодым художником ученической программы. Алексеев тщательно выстраивает перспективный каркас большой комнаты в петербургской квартире Венецианова, где в зимнее время происходили занятия его школы. Юный живописец профессионально и внимательно прослеживает взаимодействие света и цвета, соотношения фигур и предметов по масштабам и пропорциям. Но Алексей Гаврилович растил из своих учеников не ремесленников, а творцов, и картина Алексеева не является лишь выполнением упражнения на заданную тему. Автор с личностным отношением воспроизводит рабочую атмосферу мастерской учителя, где стоят гипсовые «антики», на стенах висят работы Венецианова и его учеников. Изображены на полотне и сами студийцы: Никифор Крылов осматривает скульптуру, выбирая ракурс, Алексей Тыранов пишет этюд крестьянской девушки, к нему подходит автор полотна Александр Алексеев.

Кроме интерьеров и пейзажей Алексеев писал и портреты, один из которых — «Портрет неизвестного» — находится в Третьяковской галерее. В период обучения у Венецианова выполнил большой заказ на иконы для церкви Обуховской больницы в Петербурге, что позволило ему самостоятельно оплачивать занятия в классах академии. В 1830 году им были выставлены в академии пять портретов: три мужских, женский и портрет «Девочки с розою». По отзыву академика живописи Мокрицкого, Алексеев хорошо писал с натуры, но особенно владел даром копировать различных мастеров.

29 декабря 1832 года Алексеев получил аттестат на звание свободного художника (Венецианов выкупил его из крепостной зависимости еще в марте 1828 года) и перебрался в Псков, где преподавал рисование в учебных заведениях. Впоследствии он был учителем рисования в гимназиях Архангельской и Олонецкой губерний.

Школа А.Г. Венецианова просуществовала почти четверть века и закрылась в связи с трагической гибелью ее создателя. В ней обучались живописному мастерству более 70 художников из народа, причем большинство учеников были людьми крепостного состояния. Некоторые из них стали академиками живописи.

Помимо статусного демократизма не меньшее значение имела и тщательно продуманная великим педагогом и гуманистом реалистическая система преподавания, резко отличавшаяся от методики Академии художеств. Венецианов создал школу художников, считавших повседневную реальную жизнь главным содержанием искусства. Но его метод был далек от примитивизма и основывался на четком знании законов анатомии и перспективы, умении точно изобразить реальный предмет во всей его конкретности, способности написать портрет, пейзаж, интерьер. При этом обучение начиналось на ранних этапах развития художественного дарования ученика.

Картина Александра Алексеева «Мастерская художника Венецианова в Петербурге» прекрасно характеризует одну из основных черт венециановского метода — стирание граней между живописными жанрами: это и интерьер, и жанровая картина, и портреты (в большой комнате, заставленной гипсовыми слепками, завешанной живописными этюдами, несколько юношей расположились работать с натуры и рисовать с гипса). Венецианов открывал талантливым молодым художникам из народа прекрасный мир живописи и заботливо вел их по тернистому жизненному пути.

Автор: Михаил СЛАВИН
108

Возврат к списку

Вниз по Волге, от Ржева до Твери
Вниз по Волге, от Ржева до Твери именно таков нынешний маршрут 19-й по счету экспедиции по рекам, озерам и водохранилищам Тверской области, которые группа энтузиастов (среди них - ветераны Вооруженных Сил, научные сотрудники, журналисты, студенты и школьники) организует ежегодно. 
28.05.201813:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость