27 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 12.09.2011

Точное пилотирование и исключительная отвага

Фотограф: Архив «ТЖ»

Один из ста лучших летчиков Второй мировой войны.

С 1971 по 1982 годы Военную командную академию противовоздушной обороны в Калинине возглавлял авторитетнейший летчик-истребитель, маршал авиации, Герой Советского Союза Георгий Васильевич Зимин. В годы войны он отважно воевал на Северо-Западном фронте, и в его воспоминаниях есть немало эпизодов, касающихся асов, проявивших себя в небе Верхневолжья.

«В конце 1942 года в жизни нашего 485-го полка произошло одно важное событие: была создана 3-я эскадрилья. Из соседнего 402-го истребительного авиаполка, который уходил в тыл на доукомплектование, в наш полк перешла группа опытных летчиков. Среди них были капитан И.Д. Лихобабин, старший лейтенант В.М. Зиборов (ставшие в будущем Героями Советского Союза) и некоторые другие. Эта группа была пополнена молодежью нашего полка и стала именоваться 3-й эскадрильей, командиром которой был назначен капитан Иван Лихобабин.

Легенды о нем доходили до нас еще из 402-го полка, с которым мы часто взаимодействовали в воздухе осенью 1942 года. Расскажу лишь один эпизод из боевой биографии капитана Лихобабина того времени.

Одно время, когда мы вели ежедневную и изнурительную борьбу в воздухе, над аэродромом 402-го ИАП стал появляться какой-то немецкий ас. Прилетал он с двумя ведомыми, кружил у всех на виду и всем своим поведением как бы давал понять, что вызывает кого-нибудь из наших пилотов на поединок. Мы прекрасно знали повадки противника и понимали, что, если кто-то попробует взлететь, немец может воспользоваться своим преимуществом и сбить его тут же, над полосой. Обычно немецкие охотники так и делали. Поэтому, когда немецкий ас со своими ведомыми кружил над аэродромом, все наши пилоты расценивали это как примитивную провокацию и поглядывали на противника спокойно. Все, кроме Лихобабина.

Иван же спокойно смотреть на этого наглеца не мог. И вот, когда немец со своей свитой появился в очередной раз над аэродромом, он сорвался с места, подбежал к своему лучшему другу старшему лейтенанту Николаю Гусеву и тоном, сразу исключающим всякие вопросы, рубанул: «Летим, Коля!»
Как рассказывали нам потом летчики, свидетели этой сцены, всем им показалось, что у Гусева не было тогда особой охоты идти на такой риск, но, зная характер Лихобабина, он понял, что тот загорелся всерьез — уже не удержать! — и молча направился к своему «Яку».

Ведущий немец находился на большой высоте, а его ведомые — несколько в стороне и почему-то гораздо ниже.

Лихобабин, едва оторвавшись от полосы и еще не имея достаточного запаса высоты, внезапно пошел не на аса, который по-прежнему кружил в вышине, а на одного из его ведомых и с первой же атаки сбил его. Зная, что его надежно прикрывает Гусев, комэск тут же ринулся на второго ведомого. В этот момент Иван ничего не знал о тревожных волнениях своих товарищей, наблюдавших за ним с земли. А причины для волнения были...

У Гусева, который взлетел вслед за Лихобабиным, не убрались шасси. Он делал над аэродромом круги, пытаясь устранить задержку, и, очевидно, не знал, как ему поступить: попытаться ли еще раз убрать шасси или сесть, пока не поздно? На небольшой высоте с выпущенными шасси Николай не только ничем не мог помочь своему другу, но и сам был отличной мишенью для противника.
Между тем Лихобабин продолжал атаковать второго ведомого, на помощь которому уже спешил с высоты ас. Но тот опоздал: второй «мессер» задымил и, оставляя длинный шлейф, потянул к Демянску, на Глебовщину. Не будь в воздухе немецкого аса, Иван, без сомнения, смог бы его добить. Но теперь ему предстоял поединок с ведущим, который, вероятнее всего, привел сюда своих ведомых как свидетелей предполагаемого триумфа... Теперь же один из этих несостоявшихся свидетелей догорал на земле, другой, теряя высоту, тянул к линии фронта, и неизвестно еще было, дотянет ли туда.

Положение Лихобабина было нелегкое: часть боезапаса он уже израсходовал, да и возможности маневра у него были весьма ограниченны, потому что ему предстояло прикрывать Николая Гусева, который по-прежнему все еще кружил над аэродромом с выпущенными шасси.

Лихобабин развернул свой «Як» навстречу немецкому асу и пошел в лобовую атаку. Но тот не предпринял ни одной попытки атаковать и с постыдной поспешностью стал уходить к линии фронта вслед за своим подбитым ведомым. Обстановка разрядилась в самый напряженный момент: у аса оказались слабоваты нервы.

Осыпая проклятиями шасси, немцев, всю эту затею и снова шасси, наконец, приземлился Николай Гусев. За ним совершил посадку Иван Лихобабин. Немецких асов после этого случая над аэродромом не видели...

Такого вот пилотягу приобрел наш боевой коллектив. И уже вскоре капитан И.Д. Лихобабин, отличавшийся точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой, стал одним из самых авторитетных летчиков 485-го авиационного полка».

Иван Дмитриевич Лихобабин родился 27 января 1916 года в селе Ширяево Воронежской области. Учился в техникуме советской торговли и аэроклубе, а во время службы в Красной Армии окончил военную авиационную школу пилотов.

На фронт он прибыл в ноябре 1941 года и более года сражался в составе 402-го истребительного авиационного полка, сформированного, главным образом, из летчиков-испытателей. Состояние боевых самолетов полка было очень плохое. 1 января 1942 года единственный исправный МиГ-3 потерпел катастрофу. В этих условиях полк перебазировался на аэродром «Выползово» под Бологое, где занимался восстановлением материальной части. В апреле в полк поступило 18 истребителей Як-1. В это время основной его задачей было сопровождение бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2.

23 мая капитан Лихобабин сбил «мессер» над озером Селигер. И это была далеко не первая его воздушная победа: с апреля по ноябрь на счет нашего аса, вылетавшего на боевые задания из Выползова, записано 16 сбитых фашистских самолетов.

В марте 1943 года войска Северо-Западного фронта начали мощное наступление под Старой Руссой, и в один из дней потребовалось срочно выслать звено истребителей на уничтожение немецких самолетов-наблюдателей. «Рамы» наши бойцы ненавидели больше, чем любые другие немецкие самолеты, поскольку они так корректировали артиллерийский огонь, что тот становился убийственно точен. Сбить «раму» было чрезвычайно трудно: она была очень маневренной и легко уходила из-под атак истребителей. И все же Лихобабин сбил свою цель с первой атаки. Командир второй пары Едкин со второй атаки также справился со своим противником, а затем сбил и истребитель прикрытия. Задание командующего воздушной армией было блестяще выполнено.
Иван Лихобабин отличился и в боях при освобождении Полоцка летом 1944 года. Прикрывая боевые порядки наземных войск, он штурмовал

аэродром противника и поджег самолет. Затем, вступив в бой с 8 вражескими самолетами, сбил один из них. Мощный физически и опытный, он легко держал большие перегрузки и был неутомим, иногда делал по 5 вылетов в день.

26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, гвардии майор И.Д. Лихобабин был удостоен звания Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 4168). К концу войны он провел более 60 воздушных боев, уничтожил 30 вражеских самолетов лично и 9 – в группе с товарищами. Историки авиации включают его в число ста лучших советских летчиков Второй мировой войны.

После войны Иван Дмитриевич продолжал служить в ВВС, в 1951 году окончил Военно-воздушную академию, до 1961 года летал на реактивных истребителях. После выхода в отставку полковник И.Д. Лихобабин жил в подмосковном городе Одинцово, умер 26 апреля 1994 года. Именем Героя названа школа на его родине, в селе Ширяево.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
31

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость