18 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 12.03.2010

Александр Романов: Я свободный конь! Я лечу!

В репертуаре Тверского театра юного зрителя сегодня появится новый спектакль «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо. В центре сюжета комедии итальянского драматурга — актеры, которые влюбляются, плетут интриги, попадают в невероятно смешные ситуации. Главную роль - Дженнаро, руководителя разъездной театральной труппы — исполняет заслуженный артист России Александр Романов.

В репертуаре Тверского театра юного зрителя сегодня появится новый спектакль «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо. В центре сюжета комедии итальянского драматурга — актеры, которые влюбляются, плетут интриги, попадают в невероятно смешные ситуации. Главную роль — Дженнаро, руководителя разъездной театральной труппы — исполняет заслуженный артист России Александр Романов.
— Александр Борисович, вспоминается ваша недавняя работа, собственно, и вспоминать долго не приходится, поскольку премьеру сыграли меньше двух месяцев назад — роль горбуна-негра в спектакле «О мышах и людях». И вот — комедия, и роль, совершенно противоположная и по характеру, и по жанру.
— Ну да, такой вот я характерный актер с комическим уклоном. Или — трагическим, если нужно. Чрезвычайно сложен образ этого горбуна, человека абсолютно одинокого. С детства на много миль вокруг не было ни одной негритян­ской семьи, ему не с кем было разговаривать. Два героя пьесы — бродяги Ленни и Джордж — могут общаться друг с другом, а он, изгой, сидит один в своей конюшне. Более одинокого человека трудно представить. У тех двоих есть мечта, а горбун не видит выхода, у него нет выбора. Самый трагический персонаж у Стейнбека — горбун, человек без мечты. В отличие от Романова.
— Ну и какая же у вас мечта?
— Мечта… Все желания так или иначе связаны с ролью. Жизнь артиста проходит на сцене. Там все проблемы скоротечны — через два часа они решаются, а в реальной жизни тянутся десятилетиями.
— Таких ролей — противоположных — у вас немало. Домовенок Кузя и Подсекальников, Капитан Крюк и Порфирий Петрович…
— Сова, Людовик XIV, немец Вральман или слуга Кадо, который притворялся императором. Вот его портрет, висит у меня в гримерке.
— Какую роль интереснее играть — комическую или трагическую?
— Когда погружаешься в роль, она становится родной и уже потому любимой.
— Но от веселой роли, наверное, и в жизни веселее?
— Мой мастер Игорь Петрович Владимиров учил: главное — на сцене получать удовольствие. Жить помогает и грустная, и комическая роль, если, конечно, влюбил себя в нее. Это игра, и я вживаюсь в роль. Но иногда на сцене ловлю себя на мысли: «Это не я». А при этом слышу публику, отмечаю перемену света, реагирую на хохму артиста. Могу плакать натуральными слезами и вместе с тем получаю удовольствие. Как и почему это происходит, не знаю, и, полагаю, ответа искать не надо. Актеру не надо знать сверхзадачу — она рождается сама и в свое время. Гармонию алгеброй не поверить. Стихия тебя ведет и — только успевай подхватывать, а осмысливаешь уже потом. В актерской работе должна быть недодуманность, наитие. Это режиссер должен знать, куда вести, хотя, впрочем… Спектакль часто сравнивают с ребенком, премьеру называют рождением. Никто до последнего момента не знает, как получилось, плохо или хорошо — можно только догадываться. И как примет зритель, совершенно неизвестно.
— Это главный критерий оценки спектакля — как примет зритель?
— Нет, конечно. Если что-то совпадает, зал затихает, значит, получилось. Говорят, театр — один из самых грубых видов искусства. Грубый, как… ну, я не знаю, дерево, камень. Надо быть понятым сейчас, потому что завтра будет другой день, другой спектакль, другой зритель. Мы были осенью в Воронеже на фестивале со спектаклем
«…Забыть Герострата!». Критики мне говорят: «Клеон у вас такой воинственный. Не кажется ли вам, что он должен быть как академик Сахаров, который говорит с трибуны тихим голосом?» Это когда толпа депутатов-геростратов орала на него? Можно только сочувствовать ему — как прорицатели всех времен, он остался неуслышанным.?Пророков только потом вспоминают. Он остался в истории. Григорий Горин писал эту пьесу в другое время. Сейчас, чтобы услышали, надо яростно добиваться правды, выкрикивать ее.
— Так ведь все равно Клеона не услышали!
— Силы были неравны. Было бы можно, с волками-геростратами говорил бы по-другому.
— Время изменилось, а театр, публика?
— Сейчас театру сложнее, чем, скажем, в советские времена: теперь все можно говорить, и, значит, ушли иносказательность, некоторая тайна. Но он стал разнообразнее. Нет, речь не о драматургии. Классика вечна, а хорошей современной драматургии стало меньше. Разнообразнее стали формы, иногда вплоть до ухода от содержания. На смену эпохи жесткой режиссуры идет возврат к актеру, актерскому театру, что, на мой взгляд, правильно. Режиссер, конечно, — автор спектакля, но если за режиссерскими изысками, символами и прочим убирается актер, носитель живых интонаций, образов… Публика? Мне кажется, она сейчас более воспитанная, дети ведут себя по-другому. Наверное, жизнь стала лучше, позволяет человеку не гнаться за куском хлеба, а остановиться, подумать, люди не так раздираемы противоречиями, как во времена перестройки.
— Вы ведете театральную студию при ТЮЗе и курс актерского мастерства в музыкальном училище имени Мусоргского, кроме того, работаете в театре художником по свету. Удается когда-нибудь отдыхать и что-нибудь, кроме работы, делать?
— Выходных нет вообще. Отдыхаю только в отпуске, если можно назвать это отпуском. Я не знаю актеров, которые могут себе позволить отдохнуть в Турции или Египте. Ну, может, единицы… Что-то голос стал садиться. На премьере «Недоросля» играл на шепоте — на галерке, правда, как мне потом сказали, было все слышно, а критики решили, что так и задумано. Ну что еще? Вот приду домой, Шурочка, дочка, попросит покатать на лестнице, поиграть в чудовище или в такую игру — я скачу бодрым конем по квартире и при этом должен кричать: «Я свободный конь! Я лечу!» Она держит поводья и хохочет.
Автор: Беседовала Мария СПИРИДОНОВА, Фото: архив "ТЖ"
69

Возврат к списку

Главная котлета этого лета или как отдохнуть в Торжке ЛОНГРИД
Фестиваль «У Пожарского в Торжке» в событиях, комментариях, мнениях и калориях
18.06.201814:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость