26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 17.08.2011

Репетиция обмана

Фотограф: Архив «ТЖ»

В Тверском ТЮЗе ставят Мольера. Свой предъюбилейный, 79-й, сезон театр откроет спектаклем по пьесе «Тартюф, или Обманщик» в постановке приглашенного режиссера Романа Феодори.

Свой предъюбилейный, 79-й, сезон Тверской ТЮЗ откроет спектаклем по пьесе Мольера «Тартюф, или Обманщик» в постановке приглашенного режиссера Романа Феодори. Репетиции уже начались, премьера спектакля, который в свое время ставили на русской сцене Константин Станиславский и Анатолий Эфрос, состоится в сентябре.

Жан-Батист Мольер написал «Тартюфа» в 1664 году, пять последующих лет ушло на борьбу драматурга за постановку. Чтобы комедия появилась на сцене, он трижды переписывал пьесу, но изменить мнение цензоров так и не смог – после премьеры первого варианта пьесы в придворном театре в Версале на Мольера ополчились церковники, обвинявшие автора в том, что в своей комедии он высмеивает не ханжество вообще, а исключительно религиозное ханжество. Не помогло даже одобрение короля Людовика и объяснения самого драматурга, писавшего, что он работал над комедией «со всей осмотрительностью, которой требовала щекотливость предмета, и... все мое искусство и все мои старания я приложил к тому, чтобы отличить образ Лицемера от образа истинно верующего».

Имя героя, в первом варианте комедии бывшего монахом, Мольер скорее всего позаимствовал из итальянской комедии дель арте, а кроме того, в переводе на русский язык оно означает «мошенник», «плут», «обманщик», именно такую характеристику своему персонажу автор дает при перечислении действующих лиц комедии.

Сюжет известен: проходимец, прикинувшись праведником, проникает в дом богатого буржуа Оргона (его репетирует Александр Романов) и полностью подчиняет себе хозяина, переписывающего на него свое имущество. Всем домочадцам Оргона очевидна натура Тартюфа — лицемеру удается провести только хозяина и его мать, госпожу Пернель. Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома собственного сына. Чтобы доказать свою преданность Тартюфу, он решает породниться с ним и отдать ему в жены свою дочь Мариану. Чему препятствует мачеха Марианы, вторая жена Оргона, Эльмира, за которой волочится Тартюф: она берется разоблачить его перед мужем, и в фарсовой сцене, когда Оргон прячется под столом, провоцирует Тартюфа на нескромные предложения. Изгнав обманщика из дома, Оргон все равно ставит под удар собственное благополучие — Тартюф заявляет права на свою собственность и к буржуа является судебный пристав с ордером о выселении. Ко всему прочему Тартюф шантажирует Оргона, и только вмешательство мудрого короля, отдающего приказ арестовать известного плута, на чьем счету целый список «бессовестных деяний», спасает дом Оргона от краха и обеспечивает комедии счастливую развязку.

Мольеровская тема в Тверском ТЮЗе уже звучит, в активном репертуаре театра – спектакль «Кабала святош» о драматурге, поставленный Ларисой Леляновой по пьесе Михаила Булгакова. «Тартюф» станет его логическим продолжением. Плута, втершегося в доверие респектабельного буржуа, но появляющегося на сцене лишь в третьем действии, сыграет Андрей Иванов, исполняющий роль в «Кабале святош» Муаррона и Круази. Ставит «Тартюфа» режиссер Роман Феодори, до недавнего времени занимавший пост главного режиссера Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина, где он поставил спектакли по классическим произведениям – «Слуга и Господин» по роману Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин», «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта, «Золушка» Евгения Шварца. Режиссер работал в театрах Красноярска, Владимира, Санкт-Петербурга, Орла, других городов, участвовал во многих фестивалях и лабораториях по современной драматургии. Профессиональное образование Роман Феодори получил на режиссерском отделении Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, а до того учился на историческом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института.

Прежде чем роли в «Тартюфе» были распределены, режиссер попросил актеров подумать, кого бы они хотели сыграть в спектакле и подготовить этюды, связанные с выбранными персонажами.

Их результаты повлияли на окончательное решение режиссера относительно занятости того или иного артиста в постановке.

Репетиционный процесс в самом разгаре.

В театре отзываются о Романе Феодори как о требовательном, находчивом режиссере, который дает артистам большое поле для самостоятельного поиска.

Спектакль обещает представить новое для театра и актеров пластическое решение материала – вместе с режиссером над этим работает хореограф Джон Шенгелия. Действие мольеровской комедии будет разворачиваться в декорациях, придуманных питерским художником Кириллом Мартыновым, эскизы которого в театральных мастерских уже начинают приобретать реальные формы.

Премьера «Тартюфа» запланирована на вторую половину сентября. Зрителей театра ждет не только новая постановка, но и обновленный зал, в котором к открытию сезона заменят кресла.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
44

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость