26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
История 16.08.2011

Певец русской древности

Фотограф: Архив «ТЖ»

К 155-летию со дня рождения А.М. Васнецова.

Стало общим местом в искусствоведческих работах подчеркивать, что имя и творчество художника Аполлинария Михайловича Васнецова оказалось в тени его знаменитого брата Виктора, автора «Трех богатырей» и других всем известных картин на былинно-сказочные и исторические сюжеты.

Действительно, художнический талант у Васнецова-старшего был ярче, но и младшего Господь им не обделил. Скорее всего дело в том, что Виктор Михайлович выбирал для своих творческих свершений ключевые сюжеты национальной фольклорно-исторической мифологии, наиболее активно формировавшейся в царствования двух Александров – Освободителя и Миротворца, – богатырский эпос, главные сказочные образы, персонажи первых летописей – Олег и Владимир... Аполлинарий избрал раз и навсегда своей главной художественной задачей кропотливую реконструкцию исторического облика городов старой Руси и их обитателей. И в этом ему не было равных ни по глубине проникновения в дух эпохи, ни по детальной прорисовке архитектурных и этнографических подробностей, ни по числу самих работ. Москва может просто забыть о необходимости написания новых полотен о себе древней: Аполлинарий Васнецов, можно сказать, закрыл тему десятками своих картин.

Признан он и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевший тогда еще девственную природу Урала и Сибири. Он бродил по дремучим лесам и горам там, где редко ступала нога человека. Романтик в душе, человек, в характере которого, как он сам признавался, преобладали «воображение, фантазия и мечтательность», он тонко чувствовал и умел передавать поэзию красоты, отыскивая ее в природе.

Сын сельского священника Вятской епархии родился 6 августа 1856 года, в 13 лет остался круглым сиротой, брал уроки рисунка у ссыльного польского художника. Переехав в Петербург, учился у брата, а также у В.Д. Поленова, И.Е. Репина, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи и других знаменитостей. Репин изобразил начинающего художника среди певчих в картине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине «Юность преподобного Сергия», Врубель создал выразительный графический образ молодого Васнецова.

С 1883 года Аполлинарий Михайлович начал выставляться на экспозициях пере-движников, и Павел Третьяков уже тогда приобрел его картину «Серенький день». В 1900 году он стал академиком петербургской Академии художеств, с этого же времени и до 1918 года руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, являлся одним из создателей и руководителей Союза русских художников.

Федор Иванович Шаляпин писал: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы».

Когда Васнецов-младший зажил «оседло» в Москве, он постепенно создал в своей душе и на картинах мир старой, ушедшей в былое деревянной столицы растущего в веках Московского княжества, а затем – царства. Работа над кругом новых сюжетов потребовала от художника серьезных научных изысканий в тесном общении с академиками Ключевским и Забелиным, что сделало его прекрасным знатоком прошлого Москвы. При этом научная информация помогала художнику передавать живые, образные представления, в которых воскрешалась жизнь наших предков. По произведениям Васнецова можно восстановить основные этапы развития русской столицы от Юрия Долгорукого до Алексея Михайловича.

Большой вклад внес Аполлинарий Васнецов в развитие русского театрально-декорационного искусства. Этапной работой для него стали декорации к опере нашего земляка-торопчанина Модеста Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 году для Московской частной оперы Мамонтова. Художник нашел в оформлении спектакля точное живописное соответствие гениальному музыкальному вступлению к опере — «Рассвету на Москве-реке». Ярко выражен национальный характер и в эскизе «Стрелецкая слобода».

Путешествия по России отразились во многих графических и живописных работах Васнецова. На них мы видим Великий Новгород и Нижний Новгород, Псков и города Владимиро-Суздальской Руси. Тверитяне особенно могут гордиться тем, что замечательный художник создал два своих полотна в городе Ржеве, который на протяжении веков был одним из стражей западных русских границ, — «Ржевский кремль» и «Торг в Ржеве». Они ничуть не уступают по мастерству его московским историческим пейзажам.

Веря в силу искусства и надеясь на его будущее развитие, Васнецов писал: «Искусство может быть могучим рычагом в умственном и нравственном развитии народа благодаря своей непосредственности впечатления как «пластического образа», который можно всегда видеть». Но после революции в прошлом остались упования на силу и мощь русской природы и русского народа, великие вековые традиции его жизни, быта, веры. Холод и голод в Москве, «красный террор», атеистическая кампания против церкви и прошлого, всего исторического прошлого России — вот что окружало художника. Разрушались памятники старины, разграблялись многие религиозные святыни.
Когда в 1918 году Васнецова изгнали из Московского училища живописи, он ушел в своеобразную «внутреннюю оппозицию», о которой никто из окружающих не догадывался. Но при этом он был единственным художником, публично выразившим протест против сноса храма Христа Спасителя в Москве.

Прибежищем и спасением старого художника стала старая Москва. Он продолжал изучать прошлое столицы, вел археологические раскопки, готовил доклады в Комиссии по изучению старой Москвы, создал цикл графических работ об ее истории, составлял автобиографию и писал бесчисленные этюды. Аполлинарий Михайлович Васнецов умер 23 января 1933 года и похоронен рядом со старшим братом.

В сегодняшнем Ржеве есть прекрасный выставочный зал. Мне кажется, его очень украсили бы выполненные талантливым современным живописцем (хорошо бы — земляком!) копии исторических видов Ржева кисти замечательного русского художника Аполлинария Васнецова.

Автор: Михаил СЛАВИН
86

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость