К 170-летию со дня рождения.
Н.Д. Квашнин-Самарин был видным членом Тверской ученой архивной комиссии. В Государственном архиве Тверской области есть его записи по русской истории, выписки из летописей с комментариями, замечания на исследование А.В. Экземплярского «Великие и удельные князья Северной Руси», стихи, «Княжья песнь» — стихотворное переложение русских летописей, наброски мемуарного характера, личные дневники за 1890—1918 годы.
Потомок древнего дворянского рода Н.Д. Квашнин-Самарин родился в 1841 году в имении Суховарово в Зубцовском уезде Тверской губернии. В 1858 году юноша поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Проучившись чуть более года, он оставил университет и приехал на постоянное жительство в родовое имение. Более 30 лет подряд, в 1860—1890 годах, Николай Дмитриевич избирался почетным мировым судьей Зубцовского уезда.
Когда в 1884 году в России создавались первые губернские ученые архивные комиссии, Н.Д. Квашнин-Самарин стал членом-учредителем Тверской УАК, а вскоре был избран членом Московского архивного общества.
На 13-м заседании Тверской ученой архивной комиссии в 1888 году Н.Д. Квашнин-Самарин сделал замечательный доклад об исследованиях имен тверских рек и озер. Это было первое научное исследование по тверской гидронимии. Некоторые краеведческие и общеисторические работы Николая Дмитриевича печатались в «Тверских губернских ведомостях», становясь достоянием не только узкого круга специалистов, но и всего читающего общества. Среди них — «Предки Рюрика по старинным русским сказаниям», «Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского» и другие. Рукопись «О городе Дорогобуже Тверском» осталась неопубликованной.
Два его научных труда — «Исследование об истории княжеств Ржевского и Фоминского» (1887) и «О зубцовских и ржевских переписных книгах как источнике к изучению местной истории» (1891) – вышли в Твери отдельными изданиями.
Если о Ржевском княжестве имелись более-менее заметные сведения, то в изучении княжества Фоминского Н.Д. Квашнину-Самарину принад-лежит приоритет. Фоминские князья были ветвью смоленских князей, в свою очередь одной из ветвей Рюриковичей. Первый в их роду — князь Глеб Константинович. Они являются родоначальниками князей Козловских и многих нетитулованных боярских и дворянских родов. Н.Д. Квашнин-Самарин не без оснований полагал, что потомки Глеба Константиновича оставались владетельными князьями Фоминскими на протяжении четырех поколений — вплоть до князя Бориса Федоровича. Известно, что Федор Константинович Меньшой- Фоминский был первым князем Ржевским.
Само Фоминско-Березуйское удельное княжество именовалось так, поскольку столицами двух его частей были Фоминский Городок и Березуй. Селения Фомино-Городище и Старый Березуй существуют и поныне в Зубцовском районе, там сохранились остатки древних средневековых городищ с мощными культурными слоями.
Земли в низовьях Вазузы и Осуги всегда были ключевыми при переходах между верховьями Днепра и Волги, через которые шла не только местная, но и международная торговля между Скандинавией и Византией. На замок, которым являлось устье Осуги и где стоял город Фомин, запирались границы трех великих княжеств — Тверского, Смоленского и Московского.
Вплоть до революции Н.Д. Квашнин-Самарин проявлял большую общественную и политическую активность, обладая очень большим авторитетом в уезде и губернии. В «Списке лиц, имеющих право быть избранными в члены Государственного Совета», опубликованном в 1915 году, значится и его фамилия.
Последний владелец имения Суховарово Н.Д. Квашнин-Самарин лишился родовой усадьбы с приходом к власти большевиков. Дата кончины историка не установлена.
Каталог усадебной библиотеки в Суховарове включал 2700 названий. Непростой была эпопея со спасением ее и иных культурных ценностей, находившихся в имении после национализации. Благодаря гражданскому мужеству и подвижничеству музейных и библиотечных работников часть культурного наследия Квашниных-Самариных удалось сохранить.