28 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 10.02.2010

Изящные шутки от Матвея Кузнецова

В одном из залов Императорского Путевого дворца открылась очередная выставка, созданная на материалах ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода, которому в прошлом году исполнилось 200 лет.

В одном из залов Императорского Путевого дворца открылась очередная выставка, созданная на материалах ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода, которому в прошлом году исполнилось 200 лет.
Недавно приобретенная областной картинной галереей коллекция изделий этого предприятия стала для искусствоведов обширным полигоном для исследований и поводом для создания небольших концептуальных выставок чрезвычайно любопытного свойства.
Ассортиментный кабинет представляет собой не художественную коллекцию, а именно своего рода «натурный каталог» всей продукции завода за прошедшие двести лет. Соответственно в него вошли не только произведения высокого искусства и тонкого вкуса, но и образцы «ширпотреба», самого настоящего кича, по поводу которого в свое время весьма сетовали ревнители чистоты стиля. Подобный разброс и позволяет сотрудникам галереи создавать весьма поучительные экспозиции, представляющие собой представительную панораму жизни всех российских сословий на определенный период – в нашем случае это будет рубеж XIX – XX веков.
Декоративно-прикладные выставки помимо прочего по­учительны еще и тем, что напоминают о некоторых предметах и явлениях, окончательно и бесповоротно ушедших из по­вседневного обихода. Эта экспозиция, к примеру, озаглавлена «Галантерея и багатель». Первое слово нам более или менее знакомо – по крайней мере людям среднего и старшего поколения, которые еще помнят соответствующие отделы и магазины, где продавалась нужная в личном обиходе мелочь – всякие заколки-булавки и прочие гребешки. Отдельно существовали (впрочем, существуют и сейчас) сувенирные магазины, где в изобилии присутствует много мелкой милой чепухи. А вот что такое багатель?
Слово «сувенир» появилось в середине XIX века, когда русские люди начали активно путешествовать, а значит, привозить из дальних странствий всякие занятные вещички иногда непонятного назначения просто на память: никакой практической пользы эти штучки чаще всего не имели и предназначались исключительно для любования.
Совсем другое дело – багатель. Термин появился в XVIII веке и обозначал милые презенты просто так, без повода. Этим же словом обозначается несложное музыкальное сочинение: еще в конце XVII столетия «багателью» назвал одну из своих клавесинных пьес французский композитор Франсуа Куперен. В отличие от сувениров-пылесборников предметы из разряда «багатель» должны были сочетать изящество и функциональность: предполагалось, что одариваемый будет пользоваться этими вещичками в повседневной жизни, любуясь ими и добрым словом вспоминая дарителя.
Багателью могли являться предметы сервировки стола, писчие приборы, курительные и туалетные принадлежности. Центральным экспонатом выставки стала оправа для зеркала «Грезы», когда-то украшавшая туалетный столик некой весьма романтически настроенной дамы. Разнообразие предметов такого рода оказалось столь велико, что авторы экспозиции смоделировали в выставочном пространстве целый дом. Так, вестибюль обозначен совершенно незнакомым нам предметом – вазой для зонтов. Очень, между прочим, практичная штука: когда в ненастную погоду в доме собирается много гостей, мокрые зонтики представляют изрядную проблему, а такая ваза позволяет решить ее и элегантно, и нехлопотно.
Надо заметить, что в экспозиции много такого рода вещей. Некоторые из них исчезли из обихода потому, что отпала практическая необходимость в них: при наличии водопровода уже не нужен кувшин для умывания, развитие полиграфии в ее современном виде не предполагает обязательного наличия в кабинете ножа для разрезания бумаги, а шариковые ручки сделали лишними такие предметы, как пресс-папье и чернильные приборы. Однако жаль, что нынешняя промышленность отказалась от таких вещей, как керамические черенки для столовых приборов, очень удобные тем, что они не нагреваются и вообще для руки приятнее, чем металлические.  
Более того, к категории «багатель» можно отнести и вещи, не относящиеся к индивидуальному обиходу: Кузнецов­ская мануфактура выпускала и предназначенные для магазинов и рынков лотки-холодильники. Право же, специальные фаянсовые лотки с надписью «керченские сельди» или «икра зернистая» определенным образом характеризуют уровень торгового заведения. Есть в экспозиции и такие вполне привычные для нас предметы, как фирменные и рекламные пепельницы – после изрядного перерыва они снова прочно вошли в обиход. А есть и вполне курьезные. Так, сами же организаторы выставки разошлись во мнениях по поводу фаянсового календаря на 1887 год. То есть эту выгнутую плоскость действительно можно пристроить на специальной подставке как настольный календарь или повесить на стенку, но характерное донышко выдает в этой штуке предмет сервировки стола – сухарницу. Впрочем, одно другому не мешает: сначала календарь можно использовать по прямому назначению, а по истечении указанного года «сослать» на кухню.
В таком подходе к утилитарным предметам и состояла суть одного из направлений маркетинговой политики Кузнецова: немалое внимание он уделял производству вещей, которые бы мы сейчас назвали «прикольными». К этому располагает сам фаянс – материал, позволяющий имитировать любые другие материалы, что придавало предметам особую затейливость. К примеру, ткань: большой популярностью пользовались вазочки- «свертки» и сухарницы, практически неотличимые от настоящей салфетки. Да и упомянутая оправа для зеркала производит впечатление не фаянсового изделия, а настоящего чугунного литья. Подобным образом кузнецов­ские мастера играли и с формой предметов. Надо обладать в высшей степени своеобразным чувством юмора, чтобы поставить на стол масленку в виде весьма натуралистично исполненной мухи исполинских размеров. Однако подобные предметы пользовались немалым успехом.
Тут можно говорить о «потакании низменным вкусам», однако согласимся: как бизнесмен Матвей Кузнецов был почти гением. В свое время он сумел занять все имеющиеся сегменты рынка во всех ценовых категориях, марка «Кузнецов» стала для фаянса практически нарицательной, а в истории искусства появился термин? «кузнецовский модерн». Можно предполагать, что хотя бы одно изделие его фабрик было в каждом доме – от элегантного будуара до простой деревенской избы. Промышленник сумел хорошо понять: с одной стороны, жизнь состоит из мелочей, а с другой – всем хочется жить красиво. И постарался предложить каждому его собственный вариант красоты в зависимости от пристрастий и кошелька, исходя из старой истины: о вкусах не спорят.
Автор: Наталья ЗИМИНА, Юлия СМОРОДОВА
333

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость