16 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
День Победы 14.03.2011

Берега Тверцы и небо Белоруссии помнят нашего земляка Сергея Кудряшова

Фотограф: Архив "ТЖ"

В историческом прошлом расстояния исчислялись в днях пути. Особенно четко это видно при изучении истории движения людей по рекам и их берегам. Археологические разведки на берегах Волги, Медведицы, Тверцы выявили один и тот же ритм: основные поселения, крепости и торговые рядки располагались на расстоянии около 25 км друг от друга.

В историческом прошлом расстояния исчислялись в днях пути. Особенно четко это видно при изучении истории движения людей по рекам и их берегам. Археологические разведки на берегах Волги, Медведицы, Тверцы выявили один и тот же ритм: основные поселения, крепости и торговые рядки располагались на расстоянии около 25 км друг от друга.

Одно из них — село Бабье, которое стоит на Тверце, между Торжком и Вышним Волочком, с XII века. Через него шло постоянное сообщение между Волгой и Великим Новгородом.

Вышневолоцкая водная система и интересы строительства Петербурга еще выше приподняли значимость старинного села в российской торговле и перевозках. В 1823 году здесь был освящен величественный храм во имя Николая Чудотворца, сохранившийся до наших дней. В Бабьем жил и работал классик тверской пейзажной живописи Константин Первухин. А 21 марта 1921 года здесь родился в рабочей семье Сергей Александрович Кудряшов, будущий герой-летчик.

Семья через некоторое время переехала в Ленинград, и Сергей окончил там семь классов школы. Пошел по отцовской рабочей стезе, работал слесарем-лекальщиком на машиностроительном заводе, гордился своей профессией, прибавлял в мастерстве.

Призыв в Красную Армию в 1940 году привел юношу в Пермскую военную авиа-ционную школу пилотов, которую он окончил уже во время войны. В октябре 1942 года лейтенант Кудряшов оказался на Калининском фронте. За два дня до Нового года группа штурмовиков, в составе которой была и его боевая машина, выполняла боевое задание под Великими Луками и была атакована немецкими истребителями. Самолет получил большие повреждения, а Сергей Александрович был тяжело ранен в голову осколком снаряда. Врачи потом не могли понять, как он сумел с таким ранением остаться в боевом порядке группы и прикрывать идущий впереди штурмовик командира. Кудряшову удалось после боя, уже теряя сознание, посадить самолет на свой аэродром.

Но характер пришлось проявлять не только в бою. Через несколько месяцев лечения в госпитале доктора вынесли вердикт: после такого ранения летать нельзя. Кудряшов начал «бомбардировать» командование, подавая один рапорт за другим и настаивая на возвращении в действующую армию. В июне 1943 года он вновь сел за штурвал штурмовика, был назначен командиром звена и почти сразу оказался в гуще сражений на Курской дуге.

Затем последовали бои под Рославлем и Смоленском, а в 1944 году старший лейте-нант С.А. Кудряшов отличился в Бобруйской наступательной операции, являвшейся первым этапом операции «Багратион» по освобождению Белоруссии.

Утром 24 июня после ночной авиационной и артиллерийской подготовки войска 1-го Белорусского фронта начали долгожданное наступление. Из-за тумана и низкой облачности в районе базирования и над полем боя намеченные на утро сосредоточенные удары по войскам противника не состоялись. Наши штурмовики и истребители действовали парами и мелкими группами. Но к середине дня погода улучшилась, и все авиачасти приступили к выполнению поставленных на операцию задач. Штурмовая авиация бомбоштурмовыми ударами уничтожала вражескую артиллерию на позициях, танки, автотранспорт на дорогах и пехоту в траншеях. Применялись эшелонированные удары групп по 4—10 самолетов, которые непрерывно сменяли одна другую. Летчики 946-го штурмового авиаполка, в составе которого находился и «Ил» С.А. Кудряшова, вели атаки с высот 1000—800 м вплоть до бреющего полета. 196-я авиадивизия подполковника К.К. Грищенко, в которой воевал С.А. Кудряшов, получила за отличия в этих боях почетное наименование Жлобинская, а его 946-й полк (командир — Герой Советского Союза майор В.С. Слюнкин) был наименован Брестским.

На завершающем этапе войны Сергей Кудряшов был уже заместителем командира эскадрильи и многократно водил группы штурмовиков на поддержку наших наступающих наземных войск, наносил удары по укреплениям фашистов в районе Штеттина, а также по кораблям противника в Данцигской бухте на Балтике. За время фронтовых операций он совершил 108 боевых вылетов, нанеся врагу значительный ущерб.

18 августа 1945 года старший лейтенант Сергей Александрович Кудряшов был удо-стоен звания Героя Советского Союза. Два ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды отметили и другие подвиги отважного летчика-штурмовика.

В 1947 году он окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, продолжал службу в ВВС, а в 1956 году гвардии майор С.А. Кудряшов ушел в запас по болезни. Он жил в Ленинграде, вернулся на машиностроительный завод, к любимой профессии, многие годы работал слесарем-сборщиком, затем старшим контрольным мастером.

Скончался Сергей Александрович 2 сентября 1987 года. Среди спировчан его имя пользуется таким же уважением, как и имена других известных защитников Отечества, родившихся в этих местах, — дворян Свечиных, Героев Советского Союза А.И. Синькова и И.П. Антонова, руководителя первой программы по созданию реактивных самолетов конструктора Л.С. Душкина.

Автор: Вячеслав Воробьев, профессор Государственной академии славянской культуры
90
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость