25 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 22.02.2011

ОАО «ТВЗ»: через годы, через расстояния

Фотограф: Александр Солодков

Мы продолжаем путь в тверском экспрессе – надежном, комфортном и очень востребованном. В этом еще раз убедились участники пресс-тура, состоявшегося на минувшей неделе.

Мы продолжаем путь в тверском экспрессе – надежном, комфортном и очень востребованном. В этом еще раз убедились участники пресс-тура, состоявшегося на минувшей неделе.

Февраль для российских вагоностроителей – особая пора. Именно в этом – самом звонком! – зимнем месяце в 1838 году пошли по рельсам первые вагоны. Всего лишь по маршруту Санкт-Петербург – Царское Село и пока на конной тяге (вагоны у нас опережали паровоз – такая вот специфика!), но начало было положено. Так что гостей на завод в феврале позвали не случайно, и тверское медиа-сообщество охотно приняло приглашение.

Крупнейшее предприятие Верхневолжья, один из лидеров российского машиностроения, несмотря на 112-летнюю историю, никак не может быть отнесено к категории «старопромышленных» объектов. Он и сам, подобно поезду, всегда в движении; огромный организм завода развивается и модернизируется, откликаясь на вызовы времени и чуть опережая его. Техника последнего поколения, современные наукоемкие технологии – многое пока только здесь и увидишь! И потому приходить сюда очень интересно.

Путешествие по заводу началось с музея – его по праву можно считать и заводским, и городским, потому что история Твери неразрывно связана с вагоностроительным. С 1898 года, когда за Волгой был основан Верхневолжский завод железнодорожных материалов, сердце города бьется именно здесь. Мы осмотрели великолепную экспозицию, воссоздающую все этапы славной истории завода – от самых первых, двухосных, до нынешних, рожденных уже на рубеже столетий.

Это вагоны нового модельного ряда – просторные и комфортабельные, с изысканным интерьером, оснащенные кондиционерами, установками искусственного климата, жидкокристаллическими мониторами, экологически чистыми замкнутыми туалетными системами, кнопкой вызова проводника и…  В общем, в пути пассажир будет чувствовать себя вполне комфортно! И не только в фирменных поездах вроде знаменитой «Красной стрелы», где купе похожи на номера фешенебельного отеля, но и в плацкартных вагонах – благоустроенных, удобных, отлично кондиционированных.

ОАО «ТВЗ» выпускает любые вагоны – роскошные и экономкласса, спальные и штабные, с купе для инвалидов (с подъемниками, душевой кабиной, туалетом особого устройства и спецсигнализацией), вагоны-рестораны и особые «северные», которым и 70-градусный мороз нипочем – пассажир его даже не почувствует! Тверским вагоностроителям все по плечу: завод оснащен новейшим оборудованием, обладает высокоэффективными наукоемкими технологиями и квалифицированным персоналом.

Огромный производственный и научный потенциал позволил заводу с минимальными потерями пережить лихолетье экономического кризиса, когда основной заказчик – ОАО «РЖД» – из-за нехватки средств практически вдвое урезал закупку. Сегодня наряду с Федеральной пассажирской компанией (это дочерняя компания «РЖД», которая  ведает подвижным составом) завод активно сотрудничает и с другими как отечественными, так и иностранными партнерами.

Из музея мы направились в цеха, чтобы все увидеть собственными глазами и даже, если повезет, потрогать руками. Прессу сопровождали ведущие специалисты завода; нашей группе повезло особенно – ее вел главный инженер Иван Ермишкин, умеющий интересно и понятно объяснять самые сложные вещи даже таким безнадежным гуманитариям, как автор этих строк.

Мы побывали в холодно-прессовом, где, конечно же, с трепетом взглянули на самый большой пресс в стране и тут же узнали, что прессовым этот цех называют скорее по традиции – технология шагнула далеко вперед. И, как дети, носились по цеху, рассматривая всевозможные детали, которые здесь делают из проката разной толщины – тонкого, как бумага, и толстого, как том сочинений вождя мирового пролетариата, – режут без ножа, лазером, в специальных установках, которые даже расчет делают сами. Так точно и гладко, что даже женский палец не поцарапают – сама проверяла!

Из холодно-прессового цеха прошли в рамно-кузовной. Кузова, кстати, сейчас делают из нержавейки – так они не только долговечнее, но еще надежнее, а гофрированная поверхность придает им особую прочность. Затем посетили участок, где производятся знаменитые безлюлечные тележки, разработанные тверскими вагоностроителями, – эта особенность их конструкции наряду с другими достоинствами обеспечивает движению особую плавность, так что былое дорожное «чух-чух-чух» к современному тверскому вагону не имеет никакого отношения! Побывали мы и в вагоносборочном цехе – на большинстве европейских предприятий экскурсия этим бы ограничилась, и не только потому, что у них подобная открытость не в традиции. Просто производство вагонов там, в принципе, ограничивается сборкой: комплектующие заказываются на других предприятиях. А у нас большую их часть производят здесь же, в соседних цехах (или на соседних, практически «родных» предприятиях). Это обеспечивает ОАО «ТВЗ» особую мобильность, возможность быстро осваивать новый модельный ряд и по просьбе заказчика вносить изменения в серийную продукцию. Кстати, – что уж греха таить! – этому очень завидуют зарубежные коллеги. Они высоко оценивают это преимущество…

Однако не будем отвлекаться. Одним из самых увлекательных этапов экскурсии, как вы уже догадались, стал осмотр готовой продукции. Особенно двухэтажного вагона – он пока существует в единственном экземпляре, но летом 2013 года 50 таких вагонов уже поступят в распоряжение Федеральной пассажирской компании. В декабре был подписан договор на их производство – они будут ходить по маршруту Москва – Адлер. Вполне комфортабельные, с непременным кондиционером и регулятором климата (других ТВЗ давно уже не выпускает), телевизионной панелью, они чрезвычайно экономичны, поскольку способны одновременно перевозить 64 пассажира.

Малость передохнув, мы со свежими силами штурмовали руководство завода и его ведущих специалистов – на пресс-конференцию пришли все и охотно отвечали даже на самые заковыристые вопросы. Да и что скрывать? С программой минувшего года завод справился очень успешно, отправив заказчикам, как и было запланировано, порядка 650 различных вагонов. Да, это почти вдвое ниже потенциальных возможностей предприятия, но основной заказчик пока испытывает финансовые трудности. Однако завод привлекает других партнеров – например, белорусских (в текущем году они также заказали 14 тверских вагонов, уже есть заказ от Казахстана и ряд других). 2010 год завершен с положительным финансовым результатом, получена неплохая прибыль. И теперь, – что, пожалуй, самое главное – завод вышел в режим полной занятости. Теперь завод даже набирает высококвалифицированных рабочих, готов принять и опытных конструкторов.

Генеральный директор Александр Василенко – гости засыпали его вопросами в первую очередь – рассказал, что помимо основного заказа от ФПК – примерно на 450 вагонов – с этого года завод приступает к производству так называемых «турных» вагонов, для перевозки технического персонала, по заказу ОАО «РЖД». Также завод готовит производство к выпуску двухэтажных вагонов и 200 вагонов RIC (их, согласно договору, он будет делать вместе с «Сименсом»). Есть и другие перспективные проекты. Например, осенью, на традиционной выставке в Щербинке, ОАО «ТВЗ» представит электропоезд, который будет делать совместно с «Альстомом».

Речь зашла и о социальных программах предприятия – они неукоснительно исполняются. Например, выплачивается дополнительное пособие молодым мамам, сообщил директор по персоналу Борис Чернов. У вагоностроителей своя медико-реабилитационная часть с одним из лучших в городе стоматологических кабинетов, есть детский оздоровительный лагерь, спорткомплекс, да и «Металлист», по большому счету, остается заводским Дворцом культуры. А коллективный договор, как добавил председатель профкома Виктор Кольцов, признан лучшим в отрасли. И о программе «Бережливое производство» – она внедряется на заводе с прошлого года – сначала на пяти пилотных участках, затем шире; сейчас она охватывает 25% производственных участков, а в перспективе будет действовать повсеместно.

– Эффект уже ощутим – снижаются издержки производства и себестоимость продукции, – рассказывал директор по реструктуризации Виктор Светлов.

По итогам ведомственного аудита показатели ОАО «ТВЗ» одни из лучших в отрасли, тверской завод уверенно удерживает второе место. Отличные результаты дала и программа энергосбережения; ОАО «ТВЗ» предлагает ноу-хау: например, оснащает вагоны статическими преобразователями и приступает к внедрению светодиодных светильников.

В общем, гостей интересовало все – от подготовки кадров и сотрудничества с профессиональной школой до средней зарплаты (26 – 27 тысяч рублей – значительно выше средней по области!) и от ожидавшегося египетского заказа до «возвращения французов». Хозяева отвечали, что толковых ребят стараются присмотреть еще на 3–4-м курсах и всячески опекают, принимая на практику и помогая с темами дипломных работ. Случается, и вторую стипендию платят! С Египтом заказ был уже делом решенным и даже полностью согласованным, но сейчас египтянам, пожалуй, не до того.

Ну а насчет французов… Что ж, французская компания «Альстом» действительно приобретает 25% акций ЗАО «Трансмашхолдинг», и тверские вагоностроители считают это позитивным фактором, поскольку это может облегчить тверскому вагону выход на европейский рынок. Французы как раз на днях на заводе побывали и были даже несколько ошарашены: да вам, говорят, нечему у Европы учиться! У вас и так предприятие хорошего европейского уровня, и продукция отвечает европейским стандартам…

На этом я, пожалуй, все же поставлю точку, хотя хочется рассказать еще о многом. Кстати, хозяева обещают сделать пресс-тур хорошей традицией – конечно, если у гостей есть такое желание. «Есть!» – отвечали гости, немедленно и с энтузиазмом. Но мы с вами, я надеюсь, встретимся с вагоностроителями не через год, а гораздо раньше…

Автор: Лидия ГАДЖИЕВА
82

Возврат к списку

Тверских детей с нетерпением ждут в лагерях
Считанные дни остаются до начала самых длинных каникул в году. В нашем регионе в загородных, дневных, палаточных лагерях (всего их 600 с лишним) отдохнут более 70 тыс. ребят. Губернатор Игорь Руденя поставил четкую задачу: летний сезон должен пройти на высоком, качественном уровне. Мелочей здесь нет и быть не может. Журналисты «ТЖ» выяснили, как идет подготовка к встрече детей.
24.05.201812:35
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость