25 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 10.02.2011

Питерские "Ступени" в Ржеве

Фотограф: Павел ФЕФИЛОВ

В Ржеве открылась выставка работ художников из Петербурга.

Никто не предполагал, что на встречу с художниками из славного города на Неве прибудет столько зрителей: еще до открытия выставки играл ансамбль скрипачей А.Беловой, люди рассаживались, скользили вдоль стен с картинами гостей из Петербурга, поздравляли друг друга с праздником, ждали начала официальной части.

По традиции к публике первой вышла директор Выставочного зала Ирина Аввакумова и предложила сказать вступительное слово начальнику отдела культуры:

– Замечательно, что сегодняшняя выставка представляет творчество двух городов, которые всегда были тесно связаны незримыми узами. Десятки студентов из Ржева учатся в вузах Петербурга, школьники ездят туда на экскурсии. А сегодня свои произведения привезли знаменитые и талантливые художники Геннадий Губанов, Борис Семенов, Николай Цветков, Ильдус Вахитов, Тинатин Зарандия и Ирина Меркурьева, – сказала В. Бременева.

Затем выступил и Г. Губанов, который отметил, что город Ржев произвел хорошее впечатление, а встреча и организация экспозиции – тем более, а еще – выразил уверенность в том, что дружба двух городов продолжится в совместных пленэрах и обогатится взаимными творческими планами в поиске гармонии, которая ведет художников по жизни.

Геннадий Губанов – член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, дипломант отечественных и зарубежных конкурсов «Искусство книги», Почетный профессор Европейского университета. Он коренной ленинградец, окончил художественное училище им. Рериха, Московский институт полиграфии, работал художественным редактором знаменитого в советские времена издательства «Аврора», главным художником альманаха «Художественная литература», преподавал в Академии художеств графику, искусство оформления книги, является страстным поклонником М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, П. Басманова, К. Малевича, В. Фаворского.

В декабре его 75-летие отмечали на Б. Морской, в Союзе художников, а он выставил более сотни крепко сколоченных, глубоко тональных произведений, три из которых привез в Ржев: «Над Волгой», «Золотая осень» и «Речка в Виковщине» – по цветовой характеристики все они предельно экспрессивны в духе передовых авангардных течений и не укладываются в рамки привычного реализма. Спокойное располагающее лицо делает его похожим на евангельского пастыря, к нему тянутся за советом, и он мягко, несмотря на вечную нехватку времени, смотрит, поправляет, не задевая самолюбия автора, предлагает «изучать великих мастеров, ценить форму», ибо она сосуд для содержания.

Молодцеватого вида с выправкой военного моряка и аккуратными черными усиками мужчина оказался тем самым Ильдусом Вахитовым, которого штаб «Ступеней» назначил ответственным за доставку картин от питерских художников в Ржев. Он легко согласился, не предполагая, насколько трудно собрать работы от пятнадцати человек в одно место, но успешно справился. Было бесчисленное количество звонков, утрясание времени встреч, убеждение, что картины не пропадут и вернутся обратно в целости. Лично он выдвинул инициативу отпечатать буклет и сам ее осуществил, затратив массу личного времени, усилий и денежных средств, которые, как он и предполагал, вряд ли кто вернет. Ильдус сделал эскиз буклета и отдал в печать, не дав его на проверку в штаб «Ступеней», отчего на страницы попала масса досадных грамматических ошибок, а в заглавный лист вошла иллюстрация далеко не самой лучшей картины под названием «Зимняя рыбалка» – довольно унылое, хотя и фотографически достоверное произведение. Из четырех картин Вахитова, представленных на выставку, лишь «Соловецкий монастырь» достоин похвалы – за выбор темы, но не за ее раскрытие. Изображение выглядит эскизным и непродуманным: если правая часть с мощной стеной и башнями написана убедительно, то левая, с сиротливо причаленными корабликами, совершенно не убеждает в реальности, наводя на мысль, что автор поспешил и не до конца выносил в себе благородный замысел.

Известная художница Светлана Дружкова в Ржев не приехала, но две ее картины «Галактика» и «Другие миры» – яркие, сочные, словно десятки маленьких светил, устроители поместили на центральной стене и они заиграли всеми своими протуберанцами, турецкими полумесяцами и какими-то затейливо-полосатыми кружочками, словно новогодние снежинки – все это цельно, мажорно и предельно декоративно, а по словам питерского искусствоведа Барашевой из выставочного салона «Боре», «готовых вобрать в себя всю среду обитания и легко в ней раствориться».

Зато приехала Тинатин Зарандия, словно этакая грузинская княгиня, сошедшая с экрана полнометражного художественного фильма «Георгий Саакадзе», запоминающаяся крупными, правильными чертами лица, большими темными глазами и приятным кавказским акцентом, вызывающим добрую улыбку. Она окончила художественное училище по классу гобелена и живописный факультет Академии художеств в Тбилиси. С киношной фамилией Зарандия Тинатин - частая гостья зарубежных стран: любимой Италии, холодной Финляндии и многих городов России.

– Я дружу с Интернетом, – сказала она на пленэре прошлого года в Питере, – и если вижу, что меня зовут в Неаполь, то собираюсь и туда еду. Однажды я рисовала Везувий прямо с балкона художественного музея (см. «Везувий»), и служители культуры все подходили и спрашивали, не нужна ли какая помощь.

В Ржев Тинатин отправила три полотна: «Розы» (натюрморт), но в белом ведерке нашли себе место и желтые хризантемы; «Канал Грибоедова» (излюбленное место всех туристов), – на картине изображен солнечный и звонкий день с прекрасно прописанной водой, и «Неаполь», Везувий которого еле заметен на линии туманного горизонта.

Кстати, Ржев понравился всем гостям без исключения, а Борис Семенов, народный художник, не кичась европейской известностью и массой регалий, быстро написал интересный этюд с видом из окна на мостовую и популярный храм Новомучеников и Исповедников Российских. Причем не только его – по свежим воспоминаниям нарисовал «петербургских пикетчиков», отстаивавших честь города Ленинграда. Картину из вертикальных листов негрунтованного оргалита прислонили прямо к стене, и у зрителей была возможность убедиться, как истинный художник выплескивает бурлящий в нем талант, не имея этюдника, мольберта и палитры.

Естественно, именно Семенову была вручена памятная книга «Город над Волгой». Взамен художник подарил Выставочному залу толстенную книгу-бестселлер о своем творчестве вкупе с вышеуказанными экспромтами мастер-класса. Его пятигорские «Дубы на горе Машук» ностальгически освежают в памяти события девятнадцатого века, связанные с именем М. Лермонтова, а «Волчья балка» хотя и не несет эпический оттенок, но привлекает задумчивым спокойствием неброского тургеневского пейзажа. Замечателен портрет самого Бориса Семенова, в нем что-то от горного орла: глубоко посаженные, с пристальным взглядом глаза, крупной горбатый нос, складка между бровей и окладистая борода, делающая его лицо неожиданно добрым.

К великому сожалению, не смог прибыть Валерий Табулинский (табу) со своей живописью в неповторимой манере: ярко-сочные обнаженные фигуры сидящих, стоящих, лежащих женщин сродни гогеновским таитянкам, но с большей подчеркнутостью форм, почти сезанновской и экспрессивной, но не потерявшей женственности и обаяния («Сауна», «Пряха», «Сушка волос феном», «Русская пряха»). На выставку он отправил «Палитру леса».

Вторая картина «Конюх» (ДСП) – видимо, часть серии о лошадях, которым посвящен цикл работ. Например, «Невеста» изображает пять лошадиных голов, но одна из них с белым венком из цветов. Мастер композиции, Табулинский в свои семьдесят полон замыслов, которые и воплощает на холстах большого размера, всегда неожиданных, колоритных и жизнерадостных, хотя его «Конюх» скорее озабочен, нежели доволен собой.

Красивый шахматный ход, сделанный И. Авакумовой, – открыть выставку ржевских художников в малом зале, себя оправдал, но желаемого результата не принес – слишком велик оказался разрыв в творческом диапазоне между столичными и провинциальными живописцами, для которых «Ступени» явились недосягаемыми, хотя с другой стороны, польза есть – мощный стимул, который позволяет стремиться к покорению вершин мастерства.


Автор: Павел ФЕФИЛОВ, искусствовед, член Союза художников РФ
114

Возврат к списку

В "Старом парке" Твери состоялся масштабный субботник
21 апреля мероприятие прошло на территории Тверского областного ДК "Пролетарка".
21.04.201815:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость