24 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 04.12.2010

Семинар "Интернет-журналистика в Германии и России". День второй

Фотограф: Александр Солодков, Илья Безручко

Основные тезисы, прозвучавшие на дискуссионных площадках.

tverlife.ru публикует основные тезисы, прозвучавшие на дискуссионных площадках российско-германского семинара.

Редакция без офиса?

Как показывает опыт некоторых успешных интернет-изданий, работа журналистов, редакторов, корректоров и прочих участников процесса вполне может выполняться вне офиса. Александр Баунов, редактор международного направления slon.ru, считает, что такая организация процесса никак не влияет на результат и при этом экономит солидную сумму средств.

Смотрите сами: офис, особенно расположенный в центре города — это огромные расходы. Положим, в Москве на этом можно сэкономить на порядок больше, чем в Твери, но тем не менее. Есть ли смысл тратиться на аренду? Да, в том случае, если брать в штат молодых сотрудников без опыта работы, которых необходимо обучать и держать под контролем. А если иметь дело с опытными журналистами, "пасти" которых не нужно, чьи тексты требуют миимальной сверки и правки, смысл офиса теряется. Автор получает от редактора своего направления задание, например, по телефону или сам инициирует материал. Когда текст готов, его по очереди прочитывают, пересылая друг другу по электронной почте, редактор отдела, выпускающий, корректор — и затем он выкладывается на сайт. Если материал "горячий", то с момента его написания до момента появления онлайн проходит около 30 минут. Если особо торопиться нет смысла, это время увеличивается до часа-полутора. Согласитесь, это немного.

— Если текст хороший - что с ним делать-то долго? — говорит Александр Баунов. — Прочитать, да и все — в публикацию. Вся штука в том, что средства, сэкономленные на аренде помещения, можно пустить на оплату журналистской работы. Появляется возможность договариваться с опытными, интересными, читаемыми авторами. Человек, готовя материал для редакции, работает на себя: на свое имя, репутацию. Он не будет халтурить, он тщательно проверит всю информацию. Нужно иметь некоторую смелость и верить людям. Вот и все.

Много постишь – скоро прославишься

Немецкие журналисты засучат рукава, чтобы понравится молодежи. Такую мысль высказал Томас Мразек, участник семинара «Интернет-журналистика в Германии и России», в открытой дискуссии. В ответ заговорила молодая аудитория Интернета.

Аналог нашей социальной сети vkontakte – немецкая StudiVZ насчитывает более 8 миллионов пользователей. И новости, и порцию общения, и развлечения молодежи подают здесь на блюдечке с приятным интерфейсом. И очень им нужны ваши информационные бега. Я нашел информацию сам, а не вы мне ее навязали – такая логика большинства молодой аудитории Интернета. Как ее переманить — задаются вопросами взрослые медийщики, которых молодежь в свой прайд пускает. Да только большим там некомфортно и непонятно, поэтому они хватаются за малейшую возможность переманить зрителя/читателя/слушателя.

Торстен Штайнхофф, практикующий преподаватель Академии журналистики, с умилением наблюдает за происходящей игрой взрослых и детей, поменявшихся социальными ролями: «Я наблюдаю за тем, какие трогательные попытки предпринимают телевизионщики, чтобы привлечь молодежь». А мы в это время предпочитаем выпуску новостей в 20.00 тот же выпуск в 02:00. Нам так удобнее, и перемотать можно в случае чего.

В сети ты можешь не иметь возраста. То есть фактически, ты можешь не представляться, не выкладывать свое фото, имя. Но если ты старый – тебя сразу вычислят. Молодая аудитория в сети говорит и демонстрирует, что она может лучше. Лучше мелких региональных сми, по крайней мере, точно. И они постят в своих блогах, и ретвиттят, и кликают like. И делают это честнее, быстрее и качественнее.

Все еще доносятся информационные всплески от поста Андрея Лошака «Закоротило» на openspace. И как справедливо отметил Василий Гатов, вице-президент Гильдии издателей периодической прессы, «важно не сколько раз написали, а сколько прочли». 619372.  Волшебные кнопочки like и share способны не просто сформировать новую информационную волну, а с легкостью надуть цунами, если захотите. Спасибо, Цукерберг, если ты это прочтешь.

Так или иначе, практически все имеют свои аккаунты в социальных сетях. Так или иначе, мы все там можем зависнуть на пару часов, обновляя одну и ту же страницу. Квинтэссенцию сказанного выдал Илья Холодов, яркий представитель молодежной блогосферы в Твери:

— Долго будешь сидеть в жж – станешь пессимистом,
    долго будешь сидеть в контакте – станешь пофигистом,
    посмотришь в окно – станешь реалистом.

Троллинг-медиа

Семинар назван неправильно. Такую мысль высказал Айдер Муждабаев, заместитель главного редактора «Московского комсомольца». Впрочем, это не претензия, а кивок в сторону проблемы каждого онлайн-продукта. Комментарии читателей.

Конечно, без них нельзя. Живой отклик в интерактивном режиме – один из жирных плюсов веб-издания. Оставленный комментарий означает, что новость прочитана и зацепила. Реплики посетителей дополняют журналистский текст и влияют на его восприятие. Возникает новый информационный продукт, который наглядно иллюстрирует: цензура кончилась - все говорят, что думают.

Это замечательно, считает Томас Мразек, руководитель проекта www.onlinejournalismus.de. Но в определенных рамках. Самопубликация на сайте авторитетного СМИ – и соблазн, и хулиганство, и оружие. Как использовать интернет-свободу, каждый решает сам. Не спасает ни система авторизации, ни установленные фильтры. Троллинг процветает в глобальной сети, региональные интернет-порталы не исключение.

Может быть, в этом нет ничего страшного? Г-н Мразек привел пример из журналистской практики. Аналитический материал о банкротстве компании, опубликованный в онлайн издании Мюнхена, продолжился серией издевательских комментариев, которые касались в том числе владельца разорившегося предприятия. Он покончил жизнь самоубийством. Возможной причиной названа именно интерактивная травля, развернувшаяся в комментах к статье.

В Германии с этим более-менее научились бороться. Привлечение к административной ответственности за онлайн-оскорбление – обычная практика. Крупные денежные штрафы мотивируют пользователей быть вежливыми друг к другу. Впрочем, в глобальной паутине есть куча лазеек, которые позволяют посетителям сайтов безнаказанно поливать грязью кого угодно.
Российский опыт в этом смысле еще более печальный. К примеру, практика модерации сайта «МК» показывает, что правоохранительные органы очень вяло реагируют на сообщения о комментариях, содержащих оскорбления. Разумеется, подобные реплики удаляются, но ничто не мешает им появиться снова. Это не делает чести электронным средствам массовой информации – получается, что с завидной периодичностью они публикуют откровенную клевету и оскорбления. Пусть и в комментариях.

Это болезнь роста, считают референты семинара, и она не может поставить крест на честном и нужном читательском комментарии. Поживем-увидим, может быть, троллинг сам себя изживет. Вряд ли, конечно.

Странные гибриды эпохи Интернета:

Традиционные издания, а также телевидение и радио с развитием онлайн-технологий скоро умрут – примерно такой рефрен звучит в комментариях поклонников Интернета.
Дискуссионная площадка Торстена Штайнхоффа «Интернет-сообщества и работа журналиста» во многом развеяла этот миф.

В Германии журналисты ищут новые пути к своей аудитории. Например, на Первом телеканале Германии в один из воскресных дней, практически ночью, выходит программа известной тележурналистки Анне Вилль. Сменилась ведущая – Сабине Кристианссен, а форма программы осталась неизменной - ток-шоу, с горячими дискуссиями на самые острые темы. Спор начинается в студии, где приглашенные эксперты высказывают свои мнения.

— И что тут нового? – удивится читатель. - Подобных ток-шоу полно и в российском телеэфире. Телеведущий из кожи вон лезет, чтобы зрителю было интересно, и он не переключился одним щелчком пульта на другой канал. А телеаудитории отпущена роль созерцателя, который, попивая пивко, комментирует своим домашним происходящее.

По-моему, в качестве иллюстрации отлично подходит телепродукт «Наша Раша», который представил хоть и утрированную, но вполне верную картинку подобного общения телезрителей с «ящиком».

В отличие от традиционных ток-шоу проект Анны Вилль уникален. Как только заканчивается эфирное время, журналистка из дамы эфирной превращается в виртуальную, и онлайн ведет дискуссию со своими зрителями, которые заходят в чат сайта телеканала. Зрители, а теперь уже участники онлайн-дискуссии, задают вопросы Анне, спорят с ней и участниками «болталки». Такая форма общения оказалась очень привлекательной, у передачи много поклонников, что позволяет ей держаться в телеэфире уже несколько лет. Подобных проектов в Твери нет, и пока они вряд ли предвидятся.

Другой немецкий проект – удачный симбиоз традиционного бумажного носителя и онлайн-издания. Точнее первичным был интернет-проект, что в общем-то не характерно для современной журналистики. Проект «Телеполис» представляет собой довольно аскетичный по внешнему оформлению сайт, где представлены разнообразные по тематике материалы. На утро понедельника там были, например, статьи о том, что представления ученых о функциях «любовного» гормона окситоцина сильно изменились в связи с последними открытиями. Читателям объяснили, почему прошедшее десятилетие было самым теплым с момента регулярных инструментальных наблюдений: оказывается, часть Африки, Азии и Арктики особенно нагревалась. Не менее интересным была тема, посвященная скандалу вокруг Wikileaks.

Особенность этого сайта в том, что, после того как статья обнародована в Интернете и прокомментирована читателями, самые интересные комментарии архивируются. И в конце года выпускается издание, в котором представлены собственно статьи и комментарии, которые они вызвали. Таким образом, в соавторы к онлайн-журналисту попадают его онлайн-читатели, которые из виртуальной среды переносятся в реальную, в ту самую, начало которой положил первый типографский станок Гутенберга, имеющего к родине наших гостей самое прямое отношение.
В Твери комментарии читателей к журналистским статьям существуют только в Интернете, и срок их жизни порой меньше, чем у выпуска ежедневной газеты. Но так ли уж это плохо?

Оператор: Руслан ПОПОВ
Автор: Тверская Жизнь
149

Возврат к списку

Ведомственным знаком Почты России «За мужество» впервые наградили сотрудницу почты в Тверской области
23 мая состоялось торжественное награждение ведомственным нагрудным знаком Почты России «За мужество» Марины Юрьевны Журавлевой, почтальона из Краснохолмского района. Месяц назад она вступила в единоборство с вооруженными преступниками, которые напали на нее при исполнении служебных обязанностей. 
23.05.201812:02
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость