18 Октября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
День Победы 26.10.2010

Полтавская битва в воздухе

Фотограф: Архив "ТЖ"

Таран Владимира Гаранина.

Четвертого октября 1941 года уроженец Конаковского района младший лейтенант Владимир Гаранин, заместитель командира эскадрильи 254-го истребительного авиа-ционного полка, вылетел на самолете ЛаГГ-3 на сопровождение штурмовиков, направлявшихся для нанесения бомбового удара по вражескому аэродрому в районе Полтавы.

Одноместные истребители ЛаГГ (названы по фамилиям конструкторов: Лавочкин, Горбунов, Гудков) были приняты на вооружение перед самой войной, принадлежали к новому поколению и, по замыслу создателей, могли выполнять задачи перехватчика, бомбардировщика или разведчика. Но при мощном вооружении у них был слабый двигатель, а из-за рекордно коротких сроков разработки имелись существенные недостатки в конструкции: высокая посадочная скорость, плохой обзор из кабины, перегрев воды и масла при наборе высоты, большая нагрузка на основные шасси при взлете, отсутствие посадочной фары и радиостанции. В связи с этим сами летчики расшифровывали аббревиатуру названия цельнодеревянного (основные материалы — сосна и пропитанная смолой фанера) самолета ЛаГГ как «Лакированный Гарантированный Гроб».

Пока наши штурмовики атаковали вражеский аэродром, группа истребителей прикрытия вступила в бой с истребителями противника Me-109, пытавшимися атаковать штурмовиков. В этом бою Владимир Гаранин сбил два «мессершмитта», но на него набросилось сразу семь гитлеровских машин. Самолет получил повреждения, а сам летчик был серьезно ранен в ногу осколком вражеского снаряда. К тому же у него кончились боеприпасы.

Почувствовав легкую добычу, враги взяли самолет Гаранина в плотное кольцо. Один из Me-109 вышел в лобовую атаку на него. Немецкий летчик отчетливо видел, что ЛаГГ горит, а его бортовое оружие молчит, и поэтому не торопился открывать огонь. Но, решив, что бой уже закончен, фашист просчитался.

Владимир на горящем самолете пошел на таран. Консольной частью правого крыла он врезался в кабину «мессера». От мощного удара у нашего истребителя оторвалась половина плоскости, а машина фашиста беспорядочно закрутилась в воздухе и врезалась в землю. С большим трудом Гаранину чудом удалось выровнять поврежденный самолет. Вражеские истребители открыли плотный огонь по нему, но раненый летчик, проявив самообладание и мастерство, сумел посадить горящую машину в поле. Немцы пытались добить его на земле, и Владимир снова был ранен. Последних сил хватило на то, чтобы отрыть фонарь кабины и выбраться из нее. Герой падал на землю, уже потеряв сознание. Двое красноармейцев едва успели оттащить его от горящего самолета, как взорвались топливные баки.

Четыре месяца Владимир Гаранин провел в госпиталях и вновь вернулся в строй — в 32-й гвардейский истребительный авиационный полк, на Сталинградский фронт.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года младшему лейтенанту Владимиру Ивановичу Гаранину было присвоено звание Героя Советского Союза. Его медаль «Золотая Звезда» № 673 — в первой сотне за Великую Отечественную. В этой Звезде соединились вместе и 130 боевых вылетов за три месяца 1941-го, и 6 сбитых фашистских самолетов, и успешный огненный таран.

Мы начали рассказ о нашем земляке именно с совершенного им тарана, а ведь Владимир открыл свой боевой счет уже 25 июня 1941 года, сбив самолет-разведчик противника и подбив другой вражеский самолет. Дело было так. Гаранину в первые дни войны не раз приходилось летать во вражеский тыл. В одном из вылетов, собирая разведданные на румынской территории в районе Думени, он заметил на посадочной площадке одномоторную машину противника, спикировал и с первой же атаки поджег ее. Продолжая разведку, Гаранин буквально через несколько минут столкнулся с пробиравшимся на восток «хейнкелем». Наш летчик пошел в лобовую атаку и первой же пулеметной очередью поразил еще одного врага.

Через четыре дня командир авиадивизии Забалуев приказал произвести разведку близ румынских населенных пунктов Липканы и Штефанешти, а также вдоль реки Прут, определить расположение вражеских группировок, отметить места переправ через реку. Задание это было поручено командиру звена И-16 Б.И. Карасеву и В.И. Гаранину. На обратном пути, выполнив задание, летчики заметили у самой границы ко-мандный пункт противника. Замаскированный в роще на вершине холма, он был скрыт от наблюдения. Однако у подножия холма стояло несколько легковых машин, а на небольшой поляне собралась группа военных. Уверенные в безопасности, они рассматривали нашу территорию в бинокли. Карасев и Гаранин летели с тыла, и атака с ходу была для врага воистину как гром среди ясного неба. Полегли под пулеметными очередями несколько фашистских офицеров, вспыхнули автомашины. После приземления летчиков привезли прямо к командующему фронтом генерал-полковнику И.В. Тюленеву. Тот шагнул навстречу и, не скрывая улыбки, пригласил сесть: «Ну, рассказывайте, молодцы, что видели у противника. Как ведет он себя там, за Прутом?» Больше часа длился разговор. Командующий фронтом интересовался не только этим полетом, но и жизнью полка, настроениями товарищей. Приказом по войскам Южного фронта от 15 июля 1941 года летчики Карасев и Гаранин за выполнение боевого задания были награждены именными золотыми часами. Это была первая награда в 88-м авиаполку.

Рассказ о высоком боевом мастерстве младшего лейтенанта Гаранина и его мужестве, проявленном уже в первые недели войны, можно дополнить еще одним нерядовым эпизодом. 27 июля командующий ВВС Южного фронта генерал П.С. Шелухин приказал командиру полка выделить для выполнения особо важного задания лучшего летчика. Вскоре командующий сам приехал на аэродром и лично отдал Владимиру Гаранину приказ срочно доставить важный пакет в штаб ВВС 18-й армии в Каменец-Подольский, так как связь с ним из штаба фронта нарушилась. Сложность состояла в том, что до наступления темноты оставалось минут двадцать, а на полет требовалось около получаса. Садиться предстояло на площадку, где не было ни прожекторов, ни иных приспособлений для ночной работы. Гаранина проинструктировали: «В случае чего выбрасывайся с парашютом. Этот пакет дороже самолета...» Владимир похлопал себя по карману гимнастерки — дескать, куда он денется, пакет! — лихо откозырял начальству и помчался на подножке полуторки к самолету. А через минуту «ишачок» (И-16) уже скрылся в наползавших сумерках.

Для полета Гаранин выбрал надежный ориентир — линию железной дороги на Каменец-Подольский, однако темнота оборвала эту ниточку. Теперь оставалось ориентироваться по случайным бликам рек и озер, по отблескам пожаров. Аэродром найти удалось. Но как приземляться? Сделав несколько кругов, Гаранин рассмотрел контур аллеи тополей, потом трубу сахарного завода и решил заходить на посадку. Вполуслепую он прицелился в выплывавшую из темноты землю и облегченно вздохнул, когда колеса машины побежали по поляне. Утром следующего дня Гаранин вернулся на свой аэродром, выполнив задание командующего.

Начальник штаба 88-го авиаполка Г.А. Пшеняник, впоследствии доктор военных наук и профессор, вспоминал: «Да, это был отважный и решительный летчик. Но, думается, невысокой была бы цена его отваги, если бы она не подкреплялась хорошей летной выучкой, тактическим мастерством. Не раз Володя попадал в сложные ситуации, бывал, как говорится, на волоске от смерти и неизменно выходил победителем. А ведь был он моложе всех летчиков в полку и по росту самый маленький. Подросток, да и только! Тихий такой, застенчивый. Зато в кабине самолета преображался — тут он чувствовал свое превосходство, хотя никогда этим не кичился».

2 августа 1941 года в одном из воздушных боев Владимир Гаранин получил ранение, но после госпиталя воевал в составе 254-го истребительного авиационного полка вплоть до памятного для него 4 октября — подвига в небе под Полтавой. Позже отважный летчик сражался на разных фронтах — Северо-Западном, Брянском, 1-м и 3-м Белорусских. Войну майор Гаранин закончил в Берлине, сбив за время боевых действий 14 самолетов противника.

Владимир Иванович Гаранин родился 10 октября 1920 года в деревне Малые Ручьи ныне Конаковского района Тверской области. Вместе с семьей крестьянский сын переехал в 1928 году в Москву, где окончил семь классов школы и фабрично-заводское училище. Работая слесарем на одном из московских заводов, он занимался также в Кунцевском аэроклубе. В 1939 году Володя был призван в Красную Армию, зачислен в 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова и окончил ее в грозном 1941 году. С первого дня Великой Отечественной Владимир Гаранин находился в действующей армии.

Несколько ярких эпизодов его боевого пути мы описали выше. Добавим, что с 1947 года майор В.И. Гаранин находился в запасе по состоянию здоровья: сказались тяжелые ранения. По архивным документам удалось установить, что в апреле 1953 года он был назначен начальником учебной части Чебоксарского военно-морского клуба. Позднее Владимир Иванович переехал в Подмосковье, в Кунцевский район (туда, где перед войной ходил в аэроклуб и впервые поднялся в небо), жил и работал там до своей ранней кончины 20 марта 1969 года.

Деревня Малые Ручьи, родина героя, стоит близ границы Тверской и Московской областей. В километре к западу от нее находится село Крутец с Троицкой церковью. Село древнее, и место для него выбрано было не случайное: это перекресток трех водных и торговых дорог на правобережье Волги. Речка Крутец, на обоих берегах которой встали Малые Ручьи, идет отсюда на восток, в систему Дубны; другая речка пошла от деревни Пенье, родины автора «Орленка» и «Смуглянки» Якова Шведова, на север, к Дмитровой Горе; река Донховка течет на запад, где в ее устье находится город Конаково. Вот с этого перекрестка, почти как у былинного витязя, и началась дорога в грозное фронтовое небо Владимира Гаранина.

Автор: Вячеслав ВОРОБЬЕВ, профессор Государственной академии славянской культуры
32

Возврат к списку

Тверская область приняла участие в агропромышленной выставке «Золотая осень» ВИДЕО
С 10 по 13 октября 2018 года на территории ВДНХ в Москве проходила 20 Российская агропромышленная выставка «Золотая осень». Свою продукцию на ней представили 25 предприятий Тверской области.
18.10.201811:45
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость