26 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 28.09.2010

В. Барыбин: «Бельский каменный алтарь должны исследовать археологи»

Фотограф: В.Барыбин

Кандидат искусствоведения провел краеведческое расследование.

Кандидат искусствоведения провел краеведческое расследование. 

У  города Белый, расположенного на южной окраине летописного Оковского леса, как и у большинства городов центральной России, большая история, которая восходит к эпохе охотников каменного века. В 1983-1988 годах экспедиция Калининского университета описала здесь 44 памятника археологии, в их числе и два давно известных городища. Это – «Верхний» и «Нижний город» – Городской вал и ул. Первомайская со стадионом, первые поселения на которых были датированы именно каменным веком – 7-м - началом 6-го  тысячелетия до н.э. Здесь обитали представители Неманской археологической культуры, охотники на северного оленя, а позже, с формированием лесной зоны, – на медведя, лося и кабана.

В конце каменного века – в 4-м - начале 2-го  тысячелетия  до н.э., как и во всей лесной зоне, в нашем регионе на первое место в хозяйстве выдвигается рыболовство. С охотой и рыболовством людей каменного века связаны и первые памятники искусства, выразившие их представления об управляющих миром силах, дающих и оберегающих жизнь – о богах-первопредках. Такие представления всегда связаны с одушевлением себя и всего сущего в мире.

На стыке 1 тыс. до н.э. начала 1-го тысячелетия н.э. Бельская земля была пограничной территорией двух миров – западного, балтского и восточного – финно- угорского, активно развивались расположенные на современном городском валу поселения «Верхнего города». В VI-VII веках нашей эры сюда проникают славянские племена смоленских и полоцких кривичей. Из наших краёв они постепенно расселяются в Волжско-Окское междуречье, где со временем и появится сначала Владимиро-Суздальская, а в послемонгольский период и Московская Русь.

Археологическая экспедиция 1983-1988 годов выявила в мысовой части Вала - «Верхнего города» культурный слой с лепной керамикой, выполненной ещё без гончарного круга. С начала X века городище становится центром территории бассейна Обши.
Как торгово-ремесленное городское поселение оно формируется в XI-XIII веках, что показали многочисленные находки керамики и обломок стеклянного сосуда этого времени, сделанные археологами. Именно в XI-XIII веках возникают торгово-ремесленные посады, прилежащие к левому берегу Обши и Бездонному озеру. Городище и посады города Белого (Белы, Белой) стали одним из городских центров Смоленского княжества – крупнейшего политического образования Древней Руси. Тогда-то и началась его история, освещаемая уже письменными источниками, которых, к сожалению, совсем немного.

К сожалению, на карте археологии и древней Смоленщины, которую я видел совсем недавно, нашего города там не нашлось. Вполне возможно, что Белый тогда и не был частью владений смоленских князей, вплоть до своего захвата Литвой в XIV веке оставаясь независимым, вольным городским центром, что, впрочем, маловероятно. Ну, да бог с ней – картой, поговорим лучше о некоторых научных фактах, пока ещё наукой и не зафиксированных.

Многие из нас с детства, когда на Валу и Соборке ещё только высаживались маленькие саженцы нынешних сосен, помнят большой, вросший в землю плоский камень серо-коричневого гранита, прямоугольной формы, явно обработанный рукой человека. Он лежит у основания Соборки со стороны озера Весёлого (Банного), в полутора- двух метрах от глубокой воронки давно высохшего родника. Ближе к горе, в трёх-четырёх метрах от него, стоял ещё один, тоже вросший в землю камень конической формы, и вместе они образовывали створ, ворота с дорогой между ними. По этой дорожке мы когда-то гоняли на велосипедах с Соборной горы.

В послевоенные 1940-е годы в склоне горы, напротив камней, были выкопаны землянки, в которых жили бельчане, отстраивавшие разрушенный город. В четвёртой землянке от южного склона Соборки, как раз напротив камня и родника, жил мой дядя В. И. Иванов с семьёй. По его рассказам, родник тогда ещё действовал, в нём был установлен сруб, в котором была чистая вода, а на камне женщины стирали бельё. Позже камень окончательно врос в землю, но прямо у его восточного края была посажена ива, которая со временем стала огромным деревом и её корни подняли камень из земли. Сейчас ива спилена, и камень стоит на возвышении – над бывшим руслом ручья, бежавшего от родника к озеру.

Бельские топонимы, греки и индусы
В 1988 году я видел пробные затёсы, сделанные археологами вокруг Соборной горы, которые проходили недалеко от камня – через русло того самого ручья, что бежал когда-то от родника. Метрах в ста от родника и камня, на юго-восточном возвышении у подножия Соборки, при «пробном затёсе», сделанном археологами по склону горы, у её основания был вскрыт зольник – большое количество золы и обугленных остатков человеческих костей небольшого размера. Среди них  был обугленный детский череп и несколько осколков других черепов.

Похоже, что наши камни, в 1980-х годах прикрытые ивами, не были обнаружены археологами, и зольник не был воспринят и исследован как единая с каменным алтарём у родника система, по-видимому, связанная с древнейшим культом охотников, рыболовов и земледельцев палеолита и железного века. То есть, с культом Богини-Матери, позже - Лады-Артемиды, покровительницы охоты и женской судьбы. Потом она стала ипокровительницей земледелия.

Наш зольник и алтарь могли быть также и местом проведения обряда трупосожжения, когда умерших не хоронили в земле, но сжигали на огромных кострах, веря в то, что душа вместе с дымом и языками пламени сразу улетает в рай – «Ирий». Такой обряд поныне существует в Индии, он существовал и у древних греков, у наших предков праславян, по мнению известного историка Б. А. Рыбакова, он появился с обособлением от индоевропейского древа в XV веке до н.э., что маловероятно.

Скорее всего, он восходит ко времени Древней Юго-Восточной Зоны взаимодействия индоевропейцев 5 – 3-го тысячелетия до н.э. и сохранялся на Руси до эпохи Владимира Мономаха – до XII века. То есть, до времени, когда во Владимире и Боголюбове создавались грандиозные, уже христианские  храмы с древним языческим декором, также восходящим к первообразам индоевропейской культуры.

В нашей глуши Оковского леса, на границе с литовскими поселениями, древние обряды могли сохраняться ещё дольше, сосуществуя с более поздним - земледельческим культом Рода и рожаниц. Впрочем, археология, на материалах которой Б. А. Рыбаков основывает свои выводы, наука точная, поэтому обряд трупосожжения у праславян действительно мог появиться только в ХV веке. Следовательно, его сходство с древнегреческим и индусским - арийским обрядом может быть обусловлено иными причинами, связанными с закономерностями развития сознания человека на основе общих древних представлений.
Вполне вероятно, что наш камень – единственный, чудом сохранившийся памятник палеолита, целостность которого уже нарушена – я не смог найти находившийся рядом камень пирамидальной формы, вместе с которым плоский алтарь образовывал створ, фиксируя вход на святилище. Как и в других городах, бельская «Соборка», Соборная гора была местом проведения древних
общеплеменных событий, обрядов и ритуалов - собраний- «соборов», что и дало когда- то название таким горам и холмам. В средние века на ней был сооружён Троицкий собор – это говорит о том, что наша Соборка была капищем языческой земледельческой троицы - Рода и рожаниц, связанных с главной и вечной темой - начала жизни, покровительства ей, семье и браку. До христианства и  Рода – символа патриархата, как и все такие горы восточнославянского, литовского или древнегреческого – индоевропейского мира, она была капищем Богини-Матери, Макоши.

Наш камень мог быть алтарём индоевропейцев-литовцев – охотников Неманской культуры, не разрушенный  пришедшими сюда в VI-VII веках земледельцами – славянами-кривичами. Они могли установить культ и капище Рода и рожаниц на самой горе – над более древним каменным алтарём у родника. Причём, необходимо отметить, что в самом названии «кривичи» мы слышим отзвук имени древнего и высшего литовского божества – Кривейто, тождественного славянскому Роду.

Топонимы – древние названия нашего города - говорят о существовании и других гор, связанных с темой языческих богов и обрядов. Например, с именем Велеса, первопредка, хозяина подземного мира, явно на капище которого была сооружена Никольская церковь – к востоку от Соборки, в центре города. Велес и Род, подобно древнегреческим мифологическим братьям Аиду-Гадесу и Зевсу, вместе с Посейдоном – третьим «братом», сменили некогда своих божественных предшественников на Олимпе, как те в своё время заменили Сварога - Небо, а он – древнейшего первопредка – Огненного Дракона и Богиню-Мать. Такие вот родственные отношения в божественной политике, где и самого Рода (и Зевса) тоже сменил христианский бог Саваоф.

Все эти имена и небесные истории раскрывают нам историю эволюции представлений человека о мире и управляющих им природных и социальных силах, которые он всегда обожествлял. Они отражаются в мифологии, искусстве и религии как разные уровни «двоеверия» и многобожия в ходе смены охотничьего и рыболовного хозяйства – производящим, земледельческим, а матриархата – отцовской родовой общиной, язычества, народной веры - христианством.

Была в нашем городе и своя Красная гора – к югу от Соборной, где проходили весенние обряды «катания» пасхальных яиц, связанных с темой возрождения жизни. К сожалению, на её месте, за Петропавловским кладбищем, теперь глубокий карьер. Была и есть и Поклонная гора, по которой проходит Вяземский большак – ул. Красногвардейская, с которой хорошо были видны все холмы - места древних культов, а позже – построенные на их месте храмы города и его собор.

В XIV - XV веках – времени княжения Бельских-Гедиминовичей, Троицкий собор, очевидно, был кафедральным – главным культовым сооружением города и прилежащих земель. Вполне закономерно, что Соборка вместе с Валом - местом, на котором находился Верхний город и где наши предки-кривичи некогда совершали свои «игрища межю сёлы», «умыкаху девиц собе», как заметил Нестор-летописец, и поныне - место проведения общегородских праздников и дискотек.
Но вернёмся к нашему камню, отметив ещё раз, что все факты, связанные с историей и культурой нашего города, уходят в глубины индоевропейской культуры далёких предков. Общие истоки представлений древних греков, литовцев и славян о мире и принципах общения с богами – управляющими миром силами, восходят к уже упомянутой ДЮВЗ 5-3 тыс. до н.э., позже – к общности Трипольской и Диминийской культур земледельцев 4-3 тыс. до н.э. Они находились на территории современной Украины и Молдавии, и в Фессалии – со священной горой Олимпом, что на севере Греции. Так же, как и славяне или балты, античные греки VI-V веков до н.э. тоже возводили свои храмы на месте более древних капищ – у священных рощ и гор, у родников и на горах.

Вполне закономерно, что в соответствии с общими древними истоками культур мы можем нашу Соборную гору и Верхний город – Вал сопоставить с афинским Верхним городом – Акрополем, а капище Рода и рожаниц - с его храмом защитницы города, богини Афины Парфенос (Афины Девы – «Деви» – «Бог» на санскрите) и Афины Промахос – Воительницы. Афина – тоже одна из ипостасей древнего женского божества – Праматери, Владычицы мира.

Важно отметить, что у подножия Афинского Акрополя расположен ещё и театр Диониса, на  месте родников Пегаса – «ключевого коня», символа поэтического вдохновения состязавшихся здесь авторов трагедий, позже – авторов комедий. К эпохе охотников и рыболовов палеолита и железного века, когда человеком осваивалась территория Бельского  района, восходят не только топонимы – древние названия, но и места проведения древних языческих и средневековых обрядов, современных ритуалов и мероприятий. С ними связаны и сами изменения этих ритуалов – от человеческих жертвоприношений богам-первопредкам к жертвоприношениям в виде хлеба, каши, мёда, кур и петухов. От жертвоприношений с ритуальными кострами у этих гор и «на горах» - к обрядовым «игрищам» с прыжками через костры или - к античной драме и комедиям в театрах, сооружавшихся у греков на месте древних капищ. Потом их сменили уже христианские соборы и обряды, и современные дни города и молодёжи с дискотеками всё на том же Валу – «Верхнем городе».

На мой взгляд, бельский каменный алтарь в комплексе с зольником и в контексте наших представлений должен быть исследован археологами. Возможно, достаточно будет датировать зольник методом радиоуглеродного анализа. Впрочем, это уже специалистам решать.

Автор: В. БАРЫБИН, кандидат искусствоведения., «Бельская правда»
149

Возврат к списку

В Тверской области стартовали массовые субботники
На этот весенний призыв снова откликнулись миллионы жителей России. Лопата, грабли и мешок для мусора по-прежнему остаются для многих гораздо более убедительными аргументами, чем давно надоевшая фраза: «Убирать город должны специальные службы – при чем здесь я?». 
26.04.201818:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость