15 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 18.12.2009

Легенды и мифы о трудных подростках

Если ребенку ни в чем не отказывать, он не позарится на чужую вещь и не пойдет с чужим дядей. Стал хулиганить? Ищи причину в его  друзьях. Попал на учет в ПДН? Ну все, на его дальнейшей карьере можно ставить крест. Насколько эти постулаты соответствуют действительности? Проверим это на реальных историях, недавно произошедших в Твери.

Если ребенку ни в чем не отказывать, он не позарится на чужую вещь и не пойдет с чужим дядей. Стал хулиганить? Ищи причину в его  друзьях. Попал на учет в ПДН? Ну все, на его дальнейшей карьере можно ставить крест. Насколько эти постулаты соответствуют действительности? Проверим это на реальных историях, недавно произошедших в Твери.
Любимые дети не нарушают закон?
Мать Виталика готовилась к своему юбилею. Четырнадцатилетний сын играл на компьютере и матери не помогал. Ненавязчивую просьбу купить хлеба проигнорировал. Мама побежала в магазин сама.
Когда вернулась, схватилась за сердце. Неважно, что торт оказался размазан по только что выбитому ковру, тарелки разбиты, с любовью приготовленные деликатесы разбросаны по комнатам, а подошедшие гости ухватились за возможность посудачить о сыне хозяйки и пожалеть именинницу. Сын исчез.
Виталика быстро нашли. Побег был не первый (парнишка так издевается над близкими с 11 лет), так что его маршруты были милиционерам хорошо известны. Сотрудники ОВД Центрального района связались с постом милиции Ленинградского вокзала в Москве, передали приметы подростка. Через три часа мальчика задержали выходящим из электрички. Сотрудник линейного отделения милиции привез его обратно в Тверь.
Через два дня он опять сбежал из дома, причем прихватил все семейные сбережения. А заодно и на вокзале залез в чужой карман. Суд направил мальчика в спецшколу. Любящая мать, предупреждавшая все желания своего ребенка, была в шоке: что она делала не так? Ведь не то что не ругала сына – даже просто «нельзя» ему старалась не говорить. Опасалась, что запрет выработает у ребенка комплексы. Чтобы сын рос уверенным в себе в маминой любви), даже явно хамским его поступкам искала оправдания. Сейчас такая воспитательная тактика берется на вооружение многими родителями.
Как пояснила кандидат психологических наук Елена Карасева, основная задача воспитания уже много поколений остается практически неизменной: научить ребенка различать зло и благо как для него самого, так и для общества, в котором он живет. В этой связи слово «нельзя» несет не только запретительную, но и охранную функцию. И потому модная нынче тенденция избегать запретов может применяться, только если родители нашли равноценную замену. Это удается не всегда: дети разные, одному уже в дошкольном возрасте достаточно сказать «не стоит этого делать» и объяснить почему, а другой и в старших классах реагирует только на категорическое «нельзя».
Еще один момент: девиантное поведение подростков может быть связано не столько со «скверным» характером, сколько с нарушениями психики. Если, несмотря на все усилия родителей, ребенок ведет себя все хуже – стоит обратиться к специалисту. Порой родители боятся, что даже единичная консультация у медицинского психолога сломает ребенку судьбу (его будут дразнить в школе или не допустят к ряду профессий). Это не так – даже если у него выявят какие-либо отклонения, врачебную тайну никто не разгласит, и информация из стен медучреждения никуда не уйдет (исключение – запрос суда или прокуратуры, но не школы, колледжа или вуза).
Издержки домашней изоляции
Дима разбил окно. Хулигана доставили в милицию, вызвали папу. Папа обещал вставить стекло потерпевшим, пожурил сына. Инцидент можно было бы считать исчерпанным, оставалось только расписаться в протоколе. Тринадцатилетний мальчик начал выводить детским почерком: «смаих слоф записана верна прачитана…». «Это где ж он учится?» – удивились милиционеры.
Оказалось, Дима ходил в школу до третьего класса. Затем, как подумали родители, попал под влияние хулиганов-одноклассников. После пары-тройки драк его перестали отпускать в школу. Родители сказали учителям, что переезжают в другой город. Им отдали документы мальчика, не обратив внимания на любопытную несостыковку: в этой же школе продолжала учиться сестра Димы. За четыре года никто из педагогов не задался вопросом: раз семья переехала, почему девочка по-прежнему посещает занятия?
Родители сочли, что справятся с домашним обучением  сына самостоятельно: мама домохозяйка, и у нее достаточно времени, чтобы заниматься с ребенком. О том, что здесь потребуется наличие не только времени, но еще и знаний, как-то не подумали. На регулярные занятия с репетиторами по всем предметам денег не хватило. В итоге научили парня считать в пределах семейного бюджета и читать программу телепередач – и все.
Теперь сотрудники ПДН взяли эту семью на контроль. К Диме домой приходят учителя. Вернуть тринадцатилетнего мальчика непосредственно в школу было бы просто жестоко: программу седьмого класса он не потянет, а если его снова зачислят в третий класс, он станет предметом насмешек.
Эта ситуация – предел, убежденность родителей в «разлагающем влиянии коллектива» дошла до абсурда. Но в той или иной мере стремление изолировать ребенка от «неподходящей компании» свойственно многим. А правильно ли это?
Как прокомментировала Елена Карасева, во-первых, личное представление родителей о ситуации может значительно отличаться от реального положения дел. Потому неплохо бы пообщаться с этой самой «плохой компанией», их родителями, педагогами, с собственным ребенком, наконец,  и выяснить, кто, как и на кого на самом деле влияет.
Во-вторых, причину проблем следует искать не в окружающих, а в себе. Почему влияние случайного друга оказалось сильнее авторитета родителей? Тем более что у родителей множество преимуществ: жизненный опыт, знание людей и особенно своего ребенка, возможность общаться с ним чаще и доверительнее, чем все приятели, вместе взятые…
В-третьих, запретный плод сладок. Если ребенку просто запретить встречаться с той или иной компанией, он будет делать это тайком. И тогда родители вообще потеряют контроль над ситуацией.
В-четвертых, ребенку придется жить в социуме, общаться с самыми разными людьми. Изолировать его от всех опасных контактов нельзя. Можно научить различать плохие и хорошие поступки. И если нужна переоценка ценностей – помочь с ней справиться. Например, каждый раз спрашивать, как дети проводили время. Если ребенок рассказывает о неблаговидном поступке кого-то из приятелей – не упускать момент, объяснить, чем этот поступок нехорош. И подчеркнуть, что в вашей семье так делать не принято. Имеет смысл пригласить «хулигана» домой и посмотреть, как он будет себя вести. Если после его визита пропадет игрушка или гость будет играть не с маленьким хозяином, а исключительно с его игровой приставкой, ребенок сможет лично убедиться в подоплеке такой дружбы.
И наконец, чем насыщеннее жизнь ребенка, тем меньше у него времени для сомнительных компаний. Спорт, творчество, дополнительные занятия, экскурсии, совместный семейный досуг во все времена считались лучшим противодействием влиянию улицы.
Постановка на учет – пятно на всю жизнь?
В райотдел милиции доставили пьяную девятиклассницу Настю. Составили протокол. Вскоре появился Настин папа и поднял скандал: «злые» милиционеры испортили девочке всю будущность. Настенька на юрфак собиралась поступать, а после постановки на учет в ПДН ее и близко к этому факультету не подпустят. Мнение, что подросток, оказавшийся в поле зрения правоохранительных органов хотя бы раз, не сможет поступить на юридический факультет, в школу милиции или в военное училище, ошибочно. Да, если он продолжает пьянствовать, хулиганить, а то и воровать, ему вряд ли приходится рассчитывать на блестящее будущее. Но препятствие тому – образ жизни, а не вмешательство милиционеров. Но если он не повторяет прежних ошибок – дело другое.  Вот живой пример: сотрудники ПДН ОВД Центрального района рекомендовали нескольких своих «подучетников» в специализированный милицейский класс одной из тверских школ. Парни неплохо учатся. Когда кадеты едут в другую школу со спектаклем на тему безопасного поведения – бывшие «хулиганы» в первых рядах. Они готовятся к поступлению в высшую школу милиции. И ошибки юности не будут тому помехой. Если подросток в течение полугода после постановки на учет в ПДН не совершал более ничего противоправного, его с учета снимают. А сведения, что абитуриент когда-то находился под контролем милиции, в колледж или вуз не подаются.
По мнению психолога, качества личности не являются положительными или отрицательными сами по себе. Важно то, для чего они используются. Дерзкий смельчак может с равным успехом стать опасным бандитом или блестящим боевым офицером. Обаятельный хитрец – мошенником или талантливым руководителем. Энергию трудных подростков можно успешно направлять в социально-приемлемое русло. Родителям трудных ребят стоит подумать: какую пользу находчивость, авантюризм и тяга к экстриму могут принести и детям, и обществу? И найти для ребенка занятие, где его задатки разовьются и послужат добрым целям (спектр широк – от спорта до целенаправленной подготовки к подходящей профессии). Чем раньше этим заняться, тем лучше, но и в 15–16 лет еще ничего не поздно.
Автор: Маргарита ВАСИЛЬЕВА
1071

Возврат к списку

Тверской губернатор поделился региональным опытом перехода на "цифру" на совещании в Кремле
Игорь Руденя на заседании Правительства РФ озвучил предложения по обеспечению доступа к цифровому ТВ в многоквартирных домах. 15 ноября на заседании Правительства России Игорь Руденя принял участие в обсуждении вопроса о переходе регионов на цифровой формат телевещания.
15.11.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость