12 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Главные новости 07.09.2010

Кто будет школьным правозащитником?

Этот непростой вопрос школьное сообщество должно решить самостоятельно.

Вот и начался новый учебный год. Для одних он в радость, а для других ходить в школу – настоящая пытка. Отношения со сверстниками не складываются, учителя тоже не понимают. И родителям-то в этом случае не пожалуешься – все равно посчитают все выдумкой… Практика показывает, что и психолог, которому многие школьники просто не доверяют, далеко не во всех случаях может уладить конфликты.

Школе сегодня просто необходим тот, кто будет способен конструктивно, опираясь на знание закона, решать социальные проблемы учеников. Для решения таких задач во многих регионах России (Саратовской, Волгоградской, Московской областях, Карелии и других) введен институт школьного правозащитника. В этом учебном году школьные омбудсмены начнут работать в школах Ставропольского края. А что же в нашей области? Спросим у экспертов в этой сфере.

Уполномоченный по правам человека в Тверской области Ирина Блохина: 

– Сегодня система образования базируется на принципах унификации учебно-воспитательного процесса и массовости обучения. Думаю, что настало время изменить этот подход. Современная школа должна дать ученикам не только определенные знания, но и воспитать личность, которая знает свои права, исполняет обязанности и может нести ответственность за свои действия. Поэтому школе просто необходим правозащитник. Я неоднократно встречалась с тверскими школьниками, проводила круглые столы. Обсуждение таких вопросов, как введение инклюзивного образования, тестирование на употребление наркотиков, введение комендантского часа и других, показало, что ребята заинтересованы в диалоге. Они интересуются деятельностью политических партий: около 30 процентов учеников хотят пообщаться с их лидерами. Очевидно, что ученикам необходим открытый и живой разговор также с представителями органов власти, общественных организаций. Эту функцию, на мой взгляд, должен взять на себя школьный правозащитник. Уполномоченному по правам ребенка в Тверской области мною была поставлена задача – организовать летний лагерь школьного омбудсмена. Этим летом ученики из нескольких школ Твери прошли обучение в «Школе молодого омбудсмена» в выездном лагере в Осташковском районе. Уверена, что подобный опыт будет способствовать развитию критического мышления, которое поможет детям во взрослой жизни генерировать и реализовывать идеи, направленные на разрешение общественных проблем. 

Руководитель Тверской общественной организации «Центр добровольческой помощи и поддержки общественных инициатив» Вячеслав Мирошниченко:

– Проект по введению в школах должности правозащитника начат нами еще в 2005 году. На базе 17-й и 29-й тверских школ были созданы школьные правозащитные комиссии (ШПК). Мы помогли наладить взаимодействие учеников с руководством школ и педагогами. Были проведены семинары на темы: «Конвенция ООН о правах ребенка», «Законы РФ о правах ребенка», «Права ребенка – что это?», анкетирования учащихся. Начала выпускаться газета «Школа – территория закона», которая распространялась среди школьников.

В основном подростки обращались с просьбами уладить возникшие конфликты с учителями. После получения информации о характере конфликта со старшеклассником беседовал педагог-арбитр, который подробно разъяснял, в чем были или не были нарушены его права. И конфликт разрешался. 

Почему начатое нами дело не получило широкого распространения? Проблемы сосредоточились в основном вокруг загруженности членов школьных правозащитных комиссий, так как все участники проекта были лидерами в учебе и посещали дополнительные занятия. Сказалась и слабая заинтересованность в результатах проекта администраций школ. Но мы не оставим идею по введению в школах института правозащитника. В настоящий момент активно сотрудничаем с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Тверской области и готовы поддержать введение в наших школах должностей детских омбудсменов.

Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Елена Бадьина: 

– Идея введения школьного правозащитника активно поддерживается Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым, по мнению которого школьный уполномоченный – это очень важное звено в цепочке защиты прав ребенка в регионах. 

На мой взгляд, школьный правозащитник нужен современной школе. Им должен стать человек, способный разрешать конфликтные ситуации, отслеживать соблюдение законных прав и интересов участников образовательного процесса, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений. Так как этот институт призван не только просвещать, но и защищать, то у него немало противников, которые обосновывают свою точку зрения тем, что дети будут злоупотреблять своими правами и могут безосновательно жаловаться на родителей и учителей. Однако это не так. Правовое просвещение в первую очередь подразумевает одновременное обучение правам и обязанностям, оно учит уважать и не нарушать права других и, конечно, принимать осознанные решения, за которые нужно быть готовым нести ответственность. 

Иногда очевидны факты, что институт школьного правозащитника не удобен для администрации школы. Из разговоров с родителями и после инспектирования школ стало ясно, что многие образовательные учреждения региона достаточно закрыты, а их руководители не желают демократизировать образовательный процесс. Например, некоторые директора школ полагают, что какие-либо конфликтные ситуации способны разрешить школьные психологи и советы школ. Однако обращения, поступающие в адрес Уполномоченного, свидетельствуют об обратном. Так, в ходе прямого эфира на радио «Эхо Москвы» слушатель сообщил о жалобах дочери, ученицы одной из школ города, на конфликтные отношения с одноклассниками, агрессивное поведение которых напрямую влияет на отрицательное отношение девочки к школе и учебе. Такая ситуация недопустима. Ребенок в школе должен чувствовать себя в безопасности и получать положительные эмоции и удовлетворение от учебы. Если этого не происходит, тогда необходимо вмешательство независимого арбитра для разрешения конфликтной ситуации. 

При проведении совместно с общественной организацией «Центр добровольческой помощи и поддержки общественных инициатив» летнего лагеря «Школа молодого омбудсмена», в котором прошли обучение ученики нескольких школ города, подростки с большим интересом участвовали в тренингах по правозащитной тематике, слушали наши лекции, задавали вопросы. Работу в данном направлении мы, безусловно, будем продолжать. Конечно, не во всех школах одновременно будет избран или назначен правозащитник. Школа должна сама прийти к этому, быть готовой к принятию такого решения. Кто более эффективно будет осуществлять функции правозащитника – ученик, учитель или один из родителей – школьное сообщество решит самостоятельно. 

Автор: Подготовила Ирина СМАЗНОВА
35
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость