25 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 26.08.2010

Венера нашего двора

Фотограф: Илья БЕЗРУЧКО

Пионеры с горнами, женщины с курами и другие герои советской эпохи.

Беззаботно прогуливаясь в выходной день по городскому саду областного центра, за многочисленными забавами и развлечениями, предлагаемыми здесь отдыхающий горожанин не может не заметить скромно стоящих оленей. Они, правда, в отличие от грустных пони и задумчивых лошадей, на которых катается детвора, привлекают гораздо меньшее внимание совершающих променад. Они – скульптуры, часть паркового пейзажа. Быть может, поэтому глаз на них надолго не останавливается. Привычные фигуры, когда-то покрытые серебрянкой, такие же обязательные части пейзажа, как колесо обозрения или Волга.

Бедные олени, рядом с которыми и на которых так любят фотографироваться в День города, лишь небольшой эпизод из большой, но такой славной истории, как советская парковая скульптура. Самое же главное – для того чтобы освежить в памяти страницы этой истории, совсем необязательно открывать учебник. Достаточно будет просто прогуляться по улицам и дворам Твери, где доживают свои дни прежде многочисленные герои советского монументального искусства.

Вообще парковая культура и парковая скульптура имеют французское происхождение. Французские вельможи, разбивая около своих замков парки, стремились украсить их различными фигурами. Вписанные в соответствующий ландшафт, они становились лучшей репрезентацией хозяина, говорили не только о его материальном положении, но и вкусе. История парковой скульптуры в России вполне подтверждает известнейший тезис об особой стати нашей страны – куда ж нам без нее! Долгое время развиваясь в общеевропейском контексте, после 1917 года отечественная парковая скульптура приобрела свои спе­цифические черты. Заработав, пропагандистская машина стала производить в несметных количествах сначала железобетонных государственных деятелей, писателей, советских военачальников, а затем, после войны, пионеров, девушек с веслами, женщин с детьми, оленей, всевозможные фонтанчики и вазоны… Все эти и другие творения скульпторов, имен которых никто никогда не знал и не узнает, пропагандировали самый лучший в мире советский образ жизни. Они становились частью этой жизни и не могли быть отделены от нее.

В свое время образцов советской парковой культуры в Калинине было так же много, как и в других советских городах. Стадионы, парки, скверы, площадки перед общественными зданиями украшали лишенные индивидуальных черт современники, выполненные из железобетона или гипса. В одном из дворов на улице Карпинского областного центра стоит скульптурная композиция «Девочка, кормящая кур» – яркий пример единения города и деревни, особенно если учесть, что многие калининцы держали и кур, и даже свиней.

Эстетика советской парковой скульптуры чем-то схожа с эстетикой древнегреческой скульптуры. Вглядитесь в эти железобетонные лица – в них вы не обнаружите ни одной индивидуальной черточки, ни какого-то определенного выражения, взгляд пионеров и играющих детей, как и взгляд греческой статуи, направлен вне времени, вне пространства. Правда, к сожалению, не то что взгляд, а само лицо советских статуй рассмотреть сейчас порой невозможно.

Тверь. Тихий дворик на бульваре Шмидта. У подъездов «хрущовки» густые заросли сирени и боярышника. На доме – пятиконечные звезды, они в прежние времена говорили о том, что здесь живут участники Великой Отечественной. В самом центре двора – настоящий парк советского периода. Пять скульптур и скульптурных композиций, еще несколько спрятались в кустарниках. Смотреть на них жалко – серебряная краска облупилась, торчит металлическая арматура, сколотые лица, руки и ноги детских фигур заставляют думать о том, что они явно пострадали от рук вандалов. Кому они мешали?

В этом дворе никогда скульптур не было. Две женщины, жительницы соседнего дома, рассказали, что в годы перестройки их начал свозить сюда сосед.

– Он был отставным военным, – говорят они. – Как его звали? Так ли это сейчас важно – человек умер, а мы, когда выходим во двор, всегда его вспоминаем. Где он брал эти скульптуры и как ему удавалось их привезти, неизвестно. Вот они теперь стоят какие – инвалиды, а не скульптуры.

Не знаю, сможет ли помочь им доктор. Некоторые из собранных в этом дворе скульптур повреждены настолько, что, когда глядишь на них, становится страшно. Есть здесь и своя Венера – железобетонная девочка тоже не по своей воле лишилась рук. По скульптурной композиции, которую можно условно назвать «Играющие мальчик и девочка», почти невозможно понять, за какой именно игрой изобразил детей скульптор. Дополняет картину раненый галчонок, которому заботливые жители двора выстроили домик из ящиков, – его подкармливают, присматривают за ним. Не остаются без еды окрестные кошки и собака, приходящая к своей миске на трех лапах. Вот такой пейзаж.

Раньше все выглядело иначе – скульптуры были относительно целыми, во дворе зеленым ковром росла трава, имелась и детская площадка. Родившаяся уже при новом строе ребятня играла по соседству с типовыми образцами советского паркового искусства, которые за ненадобностью были скинуты с парохода современности и теперь доживают свой век в этом тихом дворике в окружении больной птицы, собаки-калеки и бездомных кошек.


 

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
270

Возврат к списку

Тверская область станет пилотной площадкой проекта "Светлая страна"
Тверская область станет одним из пилотных регионов, где в текущем году будет запущен проект, созданный для обеспечения прямой связи с потребителями, сокращения времени отключения электричества во время аварий, повышения качества электроснабжения.
25.05.201812:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость