27 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Образование 06.07.2010

Ожесточившееся сердце спасает любовь

Фотограф: Александр ПЕТРОВ

Из отрочества во взрослую жизнь. Три года – огромный шаг

Из  отрочества во взрослую жизнь. Три года – огромный шаг

Ежегодно в профессиональный лицей №22 г. Кимры направляются на обучение дети-сироты из интернатов и детских домов со всей Тверской области, и число их неумолимо растет. Проблема их адаптации является сейчас очень актуальной. Ведь большинство детей, поступивших в лицей, в начале своего пути напуганы, растеряны. Они скучают по родным местам, друзьям, плачут, некоторые даже проявляют агрессию.

В этом учебном году в лицей поступили 28 детей-сирот, 10 из которых находятся под опекой. Почти две группы…

– Многие из наших «непростых» подопечных попали по направлению департамента образования Тверской области, – рассказывает социальный педагог Антонина Чижкова,– некоторых по заключению комиссии по делам несовершеннолетних направили из социального приюта «Родничок». Хотя бывает, что дети приходят целенаправленно, уже определившись с будущей профессией. Девочки в основном хотят быть поварами-кондитерами, операторами ЭВМ, а  мальчики обычно выбирают более «мужские» специальности: автомеханик, сварщик, сборщик обуви.
Лицей тесно сотрудничает с отделами опеки и попечительства г. Кимры и Кимрского района, с комиссией по делам несовершеннолетних, держит на постоянном контроле вопросы жилья и трудоустройства своих воспитанников. А в последнее время наладил взаимодействие с предприятиями города – Савеловским машиностроительным заводом, станкозаводом, Водоканалом, АТП, фирмами по производству обуви. После практики в этих компаниях многие выпускники остаются там работать.

В лицее №22 созданы все условия для учащихся-сирот: бесплатное трехразовое питание, сухие пайки на выходные и праздники, естественно, бесплатное медицинское обслуживание, проезд, полное обеспечение одеждой и учебным материалом.

– В начале года им выделяется 1800 рублей на канцтовары,– говорит Антонина Григорьевна.– Чуть больше 15000 в год предоставляется на одежду. Все дети этой категории получают стипендию в размере 600 рублей,  у хорошистов и отличников она больше. Прекрасный стимул для повышения успеваемости. Всем предоставляется комфортное общежитие, где имеются специально оборудованные комнаты для отдыха с телевизорами, DVD, компьютером.
 С ребятами каждый день занимается психолог Нелли Аванесова. Ведь, воспитываясь в интернате или детском доме, они оказываются недостаточно приспособленными к жизни в обществе.  К примеру, испачкались джинсы – могут выбросить, вместо того чтобы постирать, потому как привыкли, что им купят новые. Получая стипендию, деньги на одежду, не все умеют ими правильно распоряжаться. Легко могут купить безделушку, в то время как чего-то нужного нет. Вот и приходится ходить с ними по магазинам, учить разумному ведению личного хозяйства.

*  *  *

Но, конечно, какими бы прекрасными не были условия, это не заменит сиротам простого человеческого отношения. Ведь в лицей они приходят замкнутыми, порой озлобленными и агрессивными, и важнейшим условием их адаптации является доброжелательное отношение педагогов, мастеров производственного обучения.

Рассказывает Ольга Крестникова, замдиректора по воспитательной работе:

– В начале учебного года проводится микроисследование с использованием разных педагогических приемов. Это позволяет изучить особенности личности, познавательные потребности, творческую направленность подростка. Вот наглядный пример: проведенное в лицее психолого-педагогическое обследование детей-сирот 1-го курса выявило такие свойственные им качества, как тревожность, повышенная возбудимость, импульсивность, эгоцентризм, нетерпимость, слабая заинтересованность в социальных отношениях. Случается, что некоторые из них, осознавая свою непохожесть на других, пользуются этим, чтобы оправдать свое асоциальное поведение. Но, к счастью, такие примеры редки.

Все дети разные – со своими привычками и характерами, но каждый из них по-своему талантлив. Порою с ними приходится очень трудно, но мы всегда помним, что только доброта и любовь способны растопить ожесточившиеся сердца. Не вина, а беда их в том, что они такие. Наша задача помочь, направить, научить.

*  *  *

«Не вина, а беда…» – как точно подмечено. Те, кто стал в свое время жертвами обстоятельств, случая, жестоких родителей, стараются сейчас заново научиться жить. Одна из главных проблем, с которой приходится сталкиваться педагогам лицея,– это агрессивное поведение таких учеников.
–Я уже давно работаю в лицее и научилась понимать своих воспитанников,– рассказывает классный руководитель первого курса Анна Дроздова.–  Дети-сироты – это люди настроения, и с ними можно только по-хорошему. Они не терпят жесткого отношения к себе, хотя контроль воспринимают адекватно. И прежде всего всегда смотрят на поведение самого педагога, берут с него пример. Пожалуй, самая лучшая награда, когда дети тебе доверяют, делятся с тобой своими проблемами, просят совета. Значит, проделанная работа была ненапрасной, значит, контакт налаживается. Всех этих детей объединяет общая черта: из-за своего одиночества, социального и душевного, они хотят постоянно находиться в центре внимания, ждут любви и ласки. Мы пытаемся заинтересовать их не только учебой. Они активно участвуют в спортивных соревнованиях, в художественной самодеятельности, причем делают все с потрясающей самоотдачей.

Конечно, бывают разные ситуации. Настроение «особенных» воспитанников становится пессимистичным, их одолевают мрачные мысли. Порой доходит до того, что пропадает всякий интерес к жизни. Но вместе мы находим перспективы будущего.

Многие дети-сироты, да и большинство подростков, еще не умеют ответственно относиться к выбору будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться. Цель, которую ставит перед собой коллектив лицея,  –  воспитывать мыслящего, эмоционального, смелого человека и, главное, не боящегося проблем, которые ставит перед ним жизнь.

В общежитии для детей-сирот работает программа «Школа жизни», которая помогает адаптации и социализации ребят.

Суть воспитательной работы лицея заключается в сопровождении учащегося в процессе всего обучения. А ведь что такое «сопровождать»? Это значит  идти рядом. Педагог не в состоянии указать подростку путь, по которому непременно нужно идти. Но если на перепутьях судьбы с ним оказывается тот, кто способен помочь сделать выбор, – это большая удача.

Автор: Светлана СТЕПАНОВА, «Кимрский вестник»
21

Возврат к списку

В Тверской области стартовали массовые субботники
На этот весенний призыв снова откликнулись миллионы жителей России. Лопата, грабли и мешок для мусора по-прежнему остаются для многих гораздо более убедительными аргументами, чем давно надоевшая фраза: «Убирать город должны специальные службы – при чем здесь я?». 
26.04.201818:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость