21 Марта 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 15.02.2019

30 лет назад у Твери появилось свое телевещание

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

Сегодня, накануне юбилея, который празднует Государственная телерадиокомпания «Тверь», – первого пробного выхода в эфир, мы пойдем в гости к людям, которые стали для жителей нашей области почти родными, чуть ли не членами семьи. Многие из нас привыкли начинать свой день с новостей и передач тверского телевидения и, придя вечером домой, первым делом включать телевизор.

Рассказ о тверском филиале ВГТРК следует, пожалуй, начать с описания пространства, которое он занимает. Его можно было бы назвать закольцованным, если бы углы не были прямыми, а коридоры, проходящие по периметру квадрата, такими длинными. Первым служебным помещением прямо на стыке этих линий неожиданно оказалась гримерная комната. Да, здесь она не менее важна, чем в театре: телеведущие, как и артисты, должны выглядеть хорошо. Поэтому, прежде чем корреспондент встанет перед камерой, с ним работает штатный гример-постижер. Заметно прибавилось ему работы с появлением на телеканале «Россия 24» программы «Актуальное интервью» – теперь все журналисты ведут на камеру беседы с разными интересными знающими людьми, гостями студии. Еще одна деталь роднит редакцию с театром – это занятия по сценической речи и актерскому мастерству, которые преподает журналистам народная артистка России Ирина Андрианова. Эту практику ввел руководитель ГТРК Дмитрий Плаксин.

Корреспонденты, специалисты по интервью, на этот раз выступают в роли, им несвойственной: они не задают вопросы, а отвечают на них. И делают они это великолепно – по уровню открытости, восприимчивости, умению слышать собеседника равных им найти не так легко.

Татьяна Корсунова рассказала о том, над какими темами сейчас работает. Оказывается, в порядке вещей работать одновременно над 2–3 сюжетами. А у Ирины Швагер рабочая неделя не заканчивается и в субботу. Вернувшись после съемок «Лыжни России» в редакцию, она записала текст, отсмотрела видеоматериал, отнесла его монтажеру Татьяне Афтаховой. Эта сотрудница работает здесь со дня основания компании. Ее профессия считается технической, но по сути творческая.

– В течение всей съемки стараешься обращать внимание на какие-то детали. Если они заинтересовали меня, скорее всего, будут интересны и зрителям, – говорит Ирина. Она пишет быстро, поэтому освободилась «рано». Домой приехала в восемь часов вечера.

Простой способ войти в историю

Телевизионщики суеверно считают, что неприятности происходят именно тогда, когда они более всего неуместны – во время самых важных, самых ответственных эфиров. И в подтверждение этого умозаключения приводят такой запомнившийся всем случай.

В начале 2000-х в Твери был экс-президент Михаил Горбачев. В студии во время прямого эфира вдруг погас свет. Такого не было никогда, ни до, ни после. Режиссер откинулся на спинку кресла, со стороны казалось, у него сердечный приступ. Какое-то время все сидели в темноте. Звукорежиссер, к счастью, убрал звук, и не было слышно, о чем в студии говорили. Ведущая, а это была Ирина Швагер, постаралась сделать так, чтобы не забеспокоились ее собеседник и его охрана. Через некоторое время операторы принесли необходимую аппаратуру, свет появился.

Потом, как говорит Ирина, обсуждая с Михаилом Сергеевичем ситуацию, они пришли к такому мнению: каналов и программ много, а запомнится, благодаря нестандартной ситуации, именно тверская ГТРК. А главный режиссер Вячеслав Милюков вспоминает слова Горбачева о том, что здесь, мол, не обошлось без Ельцина.

Вячеслав Леонидович – один из тех, кто хорошо помнит 28 февраля 1989 года, день первого выхода в эфир. Он приехал накануне из Челябинска по приглашению руководителя тверского телевидения Бориса Гуськова. В это же время в нашем городе появились специалисты из Норильска, Кургана, других городов России. Из Хабаровска приехал телережиссер Александр Кокарев, несколько лет спустя ушедший на созданную им в ТвГУ учебную студию «Универ-ТВ».

– В отличие от возникавших в то время в стране телестудий, у нас был резкий старт, – говорит Вячеслав Милюков.

– С первых эфиров мы начали делать довольно сложные передачи и получать первые места на разных профессиональных конкурсах.

«Зеркало» – значит правда

– Раньше мы с первого на четвертый этаж бегали. Сейчас все подразделения находятся на втором этаже, – информирует меня корреспондент Ирина Шляхтова, которая вызвалась провести экскурсию по всем этим кабинетам с таинственными названиями.

«Аппаратная нелинейного монтажа. Вход воспрещен» – написано на двери. Затем идут редакторская, корреспондентская, помещения, где работает режиссерская бригада. «А это наш музей», – сообщает Ирина. В холле – вещи, которые еще несколько лет назад использовали в своей работе операторы, звукорежиссеры и журналисты, – громоздкие бобины с магнитофонной пленкой, проигрыватели, тяжелые камеры на треногах, разная техника. Каждый экспонат музея свидетельствует о потрясающей скорости, с которой совершается технический прогресс.

Пройдя по коридору, видим вход в небольшой зал, который, наверное, можно назвать сердцем ГТРК, – студию. В данную минуту здесь направляет прожектора Владимир Джаиани. Художник по свету и студийный оператор, он приехал в Тверь 30 лет назад из Тбилиси, где работал на киностудии «Грузия-фильм». Мне разрешили посидеть в кресле ведущего, рассказали о назначении педали под столом: с ее помощью можно менять скорость движения текста в телесуфлере. Еще два года
назад этой машины не было, рассказывает Ирина, корреспонденты знали текст наизусть. Но объемы работы увеличиваются, и теперь без этого помощника не обойтись.

Именно в этих стенах слышат все, кто работает над выпуском волнующее «Внимание, шпигель!». Это значит, что в кадре уже идет анонс предстоящих новостей и надо быть готовыми к включению.

– У каждого оператора и мастера по свету есть свои секреты, которыми они не делятся, – между тем сообщает Владимир Джаиани.

– Но я могу, например, сказать, что, когда снимаешь человека, можно показать его таким, как в жизни – «зеркало» называется. А можно сделать так, чтобы он выглядел лет на 20 старше или моложе. Все зависит от угла световых лучей, количества осветительных приборов и многого другого.

Он вернулся к работе, от которой его оторвали, а мы пошли дальше. Ирина знакомит меня со звукорежиссером Еленой Зыковой, о которой с гордостью сообщает, что она окончила Ленинградский институт киноинженеров. «А это радиоинженер Артем Зай­цев. Не смотрите на его возраст – он выпускник Московского института телевидения и радиовещания и работает здесь уже семь лет».

Фабрика новостей

Зашли мы и туда, где четыре журналиста ежедневно поддерживают сайт в отличном состоянии.
– Фабрика новостей, – представляет свое подразделение его руководитель Никита Чудин.

– Мы являемся продолжением телеканала, зеркалом событий и дополнительным источником информации. Сайт находится в постоянном взаимодействии со всеми службами компании, у всех новостей телевидения и радио есть полноценная интернет-версия.

Три раза завернув за угол и сделав условный круг, вернулись туда, откуда начали – к кабинету, где работают корреспонденты. Задаем им дежурный вопрос: «Как начался ваш день?»

– Сегодня мне повезло – пришла в девять часов утра, а не в семь и не в три, – сообщает Екатерина Бардеева.

– Нам часто приходится ездить по районам, и нередко рабочий день начинается слишком рано. Долго едешь в автобусе, быстро обрабатываешь информацию, пишешь прямо в дороге на обратном пути. К вечернему выпуску материал должен быть готов. Это большой закадровый труд, тяжелый физически, эмоционально, интеллектуально. Но я не представляю, как жила бы без такой нагрузки. Мы узнаем много интересного, и всем этим мне хочется поделиться с людьми.

– Я люблю приходить на работу пораньше, чтобы не спеша посмотреть задания редактора, – отвечает Елена Ларионова.

– Что требуется для работы на телевидении? Правильная речь, коммуникабельность, умение писать ясно и четко – так, чтобы текст можно было легко произнести: сложноподчиненные предложения, напичканные деепричастными оборотами, ужасно воспринимаются на слух.

Ирина Пономарева – один из самых опытных журналистов. Она работает на ГТРК почти с самого ее открытия. Вспоминает, как много было самых разножанровых программ, выездных и прямых эфиров. А ответственность журналистов за каждое слово и сейчас велика.

– Камера не даст соврать, она всегда показывает, насколько ты искренен, – говорит Ирина Пономарева.

– Особенность телевидения такова, что информация соотносится с человеком, который ее озвучивает: в одном случае она вызывает доверие, а в другом тот же текст может вызвать сомнение.

Четыре года назад произошла информационная модернизация. ГТРК «Тверь» в числе других региональных компаний перешла на новый программный комплекс «Далет». Он объединяет все телевизионные процессы в единую систему – от подготовки материалов до выдачи их в эфир. В этой системе работают все службы компании – технические и творческие. Изменилась и новостная студия. А благодаря новому оборудованию корреспонденты выходят в прямой эфир с места событий. Теперь можно делать прямые включения с любой точки Тверской области.
Автор: Марина БУРЦЕВА
977
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость