21 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

За что бьются маршруточники?

С 1 марта 2007 года ГИБДД обязало владельцев маршрутных такси класса «газель» проходить техосмотр на ГОСУДАРСТВЕННОМ пункте ТО на улице Плеханова, в Твери. В ответ маршруточники развязали психологическую войну за возвращение техосмотра обратно на частные станции.

С 1 марта 2007 года ГИБДД обязало владельцев маршрутных такси класса «газель» проходить техосмотр на ГОСУДАРСТВЕННОМ пункте ТО на улице Плеханова, в Твери. В ответ маршруточники развязали психологическую войну за возвращение техосмотра обратно на частные станции.

Как это начиналось

Еще в прошлом году ряд тверских подразделений федеральных структур (таких, как ГИБДД, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Роспотребнадзор и др.), регулирующих деятельность машруточного извоза и отвечающих за обеспечение безопасности пассажирских перевозок и качества обслуживания пассажиров в маршрутных такси, решили скоординированными усилиями навести порядок на этом рынке. В дополнение к существовавшей законодательной базе

(в частности, обязывавшей маршрутки проходить техосмотр дважды в год) 30 октября 2006 года вышло Постановление Правительства России, утвердившее «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек». Оно запрещало выдавать предпринимателю лицензию на пассажирские перевозки, если его автотранспортные средства не соответствовали техническим требованиям (иными словами, государственным стандартам), предъявляемым к маршрутному такси.

Что представляла собой к этому времени добрая половина маршрутных «газелей» города Твери, никому из читателей объяснять не нужно: каждый хотя бы раз в жизни побывал их пассажиром. Статистика лишь подтверждает, что маршрутные такси класса «газель» в существующем виде представляют серьезную опасность для всех участников дорожного движения. По данным Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Тверской области, в 2006 году по вине владельцев лицензий на перевозки пассажиров в нашем регионе произошло 27 ДТП (из них 20 – в Твери), в которых 1 человек погиб и 31 получил ранения; в Твери из 20 указанных случаев ДТП 18 произошло по вине водителей маршрутных такси. В 2005 году за аналогичный период произошло 16 ДТП, в которых 8 человек погибли и 35 получили ранения.

Но и это еще не все. Проверки 679 маршруток, проведенные УГАДН в 2006 году, выявили 776 нарушений, среди которых – непроведение предрейсового технического осмотра транспорта и медицинского осмотра водителей, несоответствие автомобилей требованиям ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования к безопасности, техническому состоянию и методы проверки», внесение несогласованных изменений в конструкцию маршрутки, отсутствие паспортов на маршруты, и многое другое.

Это только то, что лежит на поверхности. Если перечислять всё, что должны были сделать, но не сделали и хозяева машин, и водители, перед тем как вывести микроавтобус в рейс, газетной страницы не хватит. Проблема обеспечения качества и безопасности пассажирских перевозок маршрутными такси не единожды поднималась на координационном совете при главном федеральном инспекторе в Тверской области Юрии Цеберганове, но увы – общая ситуация практически не улучшалась. По сути рынок оставался стихийным и неподвластным действию законов, правил и норм. Например, всегда вызывал недоумение тот факт, что совершенно «убитый» пассажирский автомобиль спокойно проходил техосмотр на частной станции.

Иными словами, основания взять маршрутки под особый контроль имелись предостаточные. И Тверское ГИБДД принимает решение перенести техосмотр маршрутных «газелей» на ГОСУДАРСТВЕННЫЙ пункт ТО, организованный на базе федерального государственного учреждения «Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации» (Тверской ЦСМ) по адресу: ул. Плеханова, 51.

Нападение – лучшая защита

Что тут началось! «Униженные и оскорбленные» маршруточники Твери в один голос завопили о переделе рынка, якобы затеянном руководством ГИБДД и других федеральных структур. Завопили так, что у граждан, и даже у ответственных лиц, вполне могло сложиться впечатление, будто маршруточникам действительно «мешают». В ход пошло все: написание коллективных жалоб на имя генерального прокурора и в прокуратуру Тверской области, заказные выступления, пренебрежительное отношение к предписаниям об устранении выявленных в ходе техосмотра недостатков (90% «газелей» проходили его повторно, троекратно и т.д., причем значительная их часть приезжала на повторный техосмотр с теми же самыми недостатками). Показателен прессинг, устроенный 3 мая на коллегии федеральных органов исполнительной власти в Тверской области, посвященной вопросам транспортной безопасности. Вот некоторые аргументы: а) волюнтаризм; б) самоуправство; в) своими нововведениями чиновники создали очередь на ТО и другие многочисленные проблемы, которых мы раньше не знали; г) вместе мы перевозим 260 тысяч пассажиров в сутки, и если наши машины не выйдут на маршруты, перевозка людей в часы пик будет парализована.

Не обошлось, естественно, и без независимого журналистского расследования. В нем содержались намеки на то, что сотрудники станции ТО на Плеханова «берут» за фиктивный техосмотр; также указывалось, что на самой станции не соблюдается ГОСТ. И общий смысл – долой «плохую» станцию ТО на улице Плеханова, где даже тормозных катков нет, да здравствуют «хорошие» частные станции, где тормозные катки есть и где техосмотр можно пройти без проблем, даже если от маршрутки осталось одно название!

Но как бы ни был оглушителен «глас вопиющего», за всеми этими обращениями, челобитными, жалобами и т.п. совершенно четко просматривается чья-то руководящая и направляющая лапа. Вряд ли маршруточные предприниматели настолько организованны (по большому счету, они до сих пор – каждый сам за себя). Стало быть, против перевода техосмотра машруток на государственную станцию ТО настраивают общественность некие закулисные силы. Кто они?

Только факты

Вместо ответа на вопрос приведу ряд фактов. В 2004 и 2005 годах ФГУ «Тверской «ЦСМ» и инспекция Ростехрегулирования по Тверской области совместно с ГИБДД и УГАДН провели выборочные проверки предпринимателей и организаций – владельцев маршрутных такси города Твери. Проверялось соответствие микроавтобусов требованиям ГОСТа 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и ГОСТа 41.52-2001 «Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования малой вместимости». Обобщенно эти стандарты нормируют пассажировместимость, противопожарную защиту, выходы из салона, внутреннюю планировку, внутреннее освещение, поручни, размеры дверей и ступенек, размеры сидений и расстояния между ними, работоспособность световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, обзорность ветрового стекла, состояние шин и крепления колес и многое другое. Иными словами, государственные структуры проверили результаты технического осмотра маршруток, проводимого частными станциями ТО.

И что же? Вот результаты. 2004 год: выявлено несоответствие транспортных средств требованиям стандартов в 100% случаев.

2005 год: выявлено несоответствие транспортных средств требованиям стандартов в 100% случаев.

Список нарушений и нарушителей велик. Всем им были выданы предписания об устранении выявленных недостатков, а кроме того, приостановлена эксплуатация автомобилей.

И что же? 2006 год. На конечных остановках ГИБДД проверяет техническое состояние автомобилей. С целого ряда маршруток снимаются номера: выявленные нарушения не позволяют инспекции разрешить дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

И что же? 2007 год. Техосмотр маршруток передан на станцию ФГУ «Тверской ЦСМ». Вот результат техосмотра одной из «газелей» маршрута № 13 (предприниматель Александр Кукушкин):

lне отрегулированы фары;

lповышенное содержание окиси углерода в отработанных газах;

lцвет света указателей поворота не соответствует ГОСТу;

lаптечка укомплектована медикаментами, срок использования которых истек;

lвысота рисунка протектора шин менее установленного норматива;

lне обозначены аварийные выходы и правила пользования ими;

lненадежно закреплены сиденья для пассажиров.

А вот результаты техосмотра одного из микроавтобусов маршрута № 4:

lна одну ось установлены шины с различным рисунком протектора;

lшины имеют повреждения, обнажающие корд;

lне работают фонари освещения госномера;

lповышенное содержание окиси углерода в отработанных газах;

lлюфт в рулевом управлении выше норматива (иными словами, пассажирский автобус может в любой момент стать неуправляемым);

lстеклоомыватели не работают в установленном режиме.

И на десерт – результаты техосмотра автомобиля маршрута № 3:

lне отрегулированы фары;

lне работают габаритные огни;

lшины имеют повреждения, обнажающие корд;

lрассоединение трубок в системе вентиляции картера;

lаккумуляторная батарея не закреплена;

lтрещина ветрового стекла со стороны водителя;

lповышенное содержание окиси углерода в отработанных газах;

lне обозначены аварийные выходы и правила пользования ими;

lотсутствует конструкция, препятствующая падению пассажира в лестничный проем при торможении автомобиля.

И так далее. Повторюсь: 90% маршрутных такси не прошли с первого раза техосмотр на станции ФГУ «Тверской ЦСМ». Около половины не прошли и со второго раза, приезжая получать заветный талон с неустраненными недостатками. А вот до того, как их всех перевели на улицу Плеханова, ни у кого проблем с прохождением техосмотра почему-то не было.

Комментарии нужны? На мой взгляд, все ясно, особенно если к этой картине каждый читатель добавит свои личные впечатления от поездки в маршрутке.

И выйдет в итоге, что за период с 2004-го по 2007 год многие владельцы маршруток не сделали ничего ради обеспечения безопасности пассажиров и пассажирских перевозок. Ни рубля не вложили, предпочитая, вероятно, покупать результаты техосмотра и возить пассажиров в раздолбанных гробах на колесах. Почему? А вот об этом следовало бы спросить у продавцов услуги технического осмотра – частных станций ТО. Хотя и так понятно: всем им (и маршруточникам, и частным диагностам) есть ради чего биться за возвращение прежнего статус-кво: государственная станция ТО на улице Плеханова лишила их возможности «делать бизнес», ничего не делая, и при этом оставаться безнаказанными.

И напоследок – о взятках. После 20 марта предложение росло день ото дня, и на 10 мая размер «вознаграждения» за «помощь в прохождении техосмотра» на станции ФГУ «Тверской ЦСМ» достиг восьми тысяч рублей за один автомобиль. Даже пресс-секретарю ФГУ «Тверской ЦСМ» – человеку, совершенно не связанному с техосмотром, позвонило некое лицо и сообщило, что «нужно помочь одному уважаемому человеку пройти техосмотр, все услуги будут оплачены». Уважаемым человеком оказался предприниматель, на чьих маршрутных такси было выявлено наибольшее количество нарушений и недостатков. Разумеется, сотрудник отказался. Хочу в этой связи предостеречь всех прочих, кто привык платить не в кассу: бесполезно предлагать взятки сотрудникам ЦСМ. Этот номер не пройдет, поверьте мне, никогда.

P.S. Как стало известно из осведомленных источников, ряд контролирующих и надзорных структур намерен в ближайшее время проверить работу частных станций технического осмотра. Стало быть, не один только автор статьи удивлен тем, что «убитые» маршрутки спокойно проходили здесь техосмотр вплоть до наступления 2007 года.

Денис КУЗНЕЦОВ

75

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость