22 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Зачем управдому политика

У вас в квартире потекла труба, вы вызвали сантехника, который оказался приятным во всех отношениях человеком. И вот он взялся за устранение неполадок. Работает и разговаривает с вами о жизни, о том о сем, вы поите его чаем… Сантехник благодарит и уходит, а из трубы по-прежнему течет. Но вы успокаиваете себя тем, что по крайней мере неплохо провели время, задушевно беседуя с интересным человеком. И вызываете другого сантехника.

У вас в квартире потекла труба, вы вызвали сантехника, который оказался приятным во всех отношениях человеком. И вот он взялся за устранение неполадок. Работает и разговаривает с вами о жизни, о том о сем, вы поите его чаем… Сантехник благодарит и уходит, а из трубы по-прежнему течет. Но вы успокаиваете себя тем, что по крайней мере неплохо провели время, задушевно беседуя с интересным человеком. И вызываете другого сантехника.

Основные проблемы практически каждого российского города сконцентрированы в жилищно-коммунальной сфере. Оно и понятно: электричество, газ, отопление и водоснабжение – все то, без чего сегодня очень сложно представить жизнь современного человека. Тем не менее приходится, причем с регулярной периодичностью. Примером тому и горячая линия «Тверской Жизни»: где-то отключили свет, нет горячей воды, разрыты теплосети, дому требуется капитальный ремонт – это основные темы ежедневных звонков наших читателей.

А теперь представьте, что город – это такой большой дом, куда вы вызываете специалиста для решения всех этих проблем и вообще для поддержания бесперебойного функционирования городского хозяйства.

Но проблемы почему-то не решаются, хотя сам человек кажется вам таким умным, образованным, умеющим ответить на все вопросы и все объяснить. Как же так? А ведь другого специалиста не вызвать, потому что выборы главы города проходят раз в четыре года. В результате вы вынуждены терпеть, что приятный во всех отношениях человек не может решить городские неприятности. Потому что у него нет времени, потому что все время уходит на то, чтобы убедить людей в своей исключительности и неповторимости. А с теми, кто не убеждается… Впрочем, это уже другая история.

Таким образом, даже выборочная ликвидация городских свалок превращается в триумфальное путешествие мэра города по «мусорным» достопримечательностям в сопровождении журналистов. А горячая линия «ТЖ» по-прежнему работает в режиме нон-стоп.

Весной этого года наша газета сообщала об инициативе ряда депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ по внесению изменений в федеральные законы об общих принципах деятельности государственной власти субъектов РФ и организации местного самоуправления в Российской Федерации. Проект закона был интересен тем, что он предлагал временное осуществление органами государственной власти РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления региональных столиц в случаях возникновения кризисных ситуаций.

19 октября этот проект в доработанном варианте был внесен на рассмотрение Государственной думы по предложению Комитета по вопросам местного самоуправления. Новый текст документа предлагает наделить органы государственной власти субъекта РФ правом устанавливать перечень вопросов местного значения городских округов и поселений, являющихся административными центрами регионов.

То есть работа в случае утверждения закона будет строиться по следующим принципам: глава субъекта РФ определяет те функции, которые, по его мнению, в состоянии обеспечивать власть административного центра региона, после чего это предложение будет рассматриваться Законодательным собранием. И уже депутаты примут окончательное решение по перечню полномочий.

– Завинчивание гаек, достраивание вертикали власти, конец демократии – так глобально отреагировали некоторые федеральные СМИ на новую редакцию закона.

А мне почему-то опять хочется вернуться к текущим трубам и неудавшимся сантехникам. В принципе, реальная возможность – не ждать новых выборов, а лишать основных полномочий тех, кто с этим не справляется.

И все-таки это скорее временная, промежуточная мера: каждый должен заниматься своим делом. Руководитель региона – отвечать за благосостояние всего субъекта в целом, глава административного центра – за порядок именно в этом населенном пункте, без политики, интриг и популизма. Потому что свалки и ржавые трубы абсолютно не нуждаются в пиаре, для того чтобы они были приведены в порядок.

В странах Европы все большее распространение получает практика назначения для руководства городом сити-менеджера по договору, и этот опыт признан эффективным. Претендент на эту должность избирается не всенародно, а по конкурсу и работает по контракту, отвечая за все городское хозяйство. Сити-менеджер руководит администрацией города и распоряжается финансами. Мэр же является фигурой политической, оставаясь главой муниципалитета и выполняя представительские функции.

Контракт с профессиональными менеджерами на управление городским хозяйством был введен в США в 1914 г. и получил широкое распространение в 30-е годы. В настоящее время около 90% графств и поселений в США используют контрактный менеджмент. Там в городе с населением 400 тысяч человек сити-менеджер возглавляет городскую думу из семи человек, за каждым определена сфера действия, и система работает без сбоев.

В России по такой системе работают в основном в поселениях первого типа и в некоторых крупных городах, например в Казани. Но в большинстве административных центров новая модель пока не приживается. Причем одними из главных препятствий являются политические амбиции глав городских округов, их жесткое противостояние руководителям субъектов РФ.

Между тем основные задачи контрактного менеджмента в столицах субъектов – защита от политики, ненужных интриг и бюрократии.

Сити-менеджер не имеет права высказывать политическое мнение, комментировать и лоббировать законы, воздействовать на бюджетный процесс. Менеджмент не заинтересован в нецелевом расходовании ресурсов или расширении деятельности в отраслях, не приносящих выгоды. Менеджер принимает на работу ответственных же менеджеров и специалистов, а не лояльных лично ему служащих и бюрократов. В случае непрофессионализма контракт разрывается. Все очень просто и по-деловому: без перевыборов, агитационных кампаний и медийных войн.

Правила игры определены четко: сити-менеджеры руководствуются стратегическим планом развития, а критерии оценки очевидны – это объем привлеченных в город инвестиций, количество вновь открытых рабочих мест, качество дорог и бытовой инфраструктуры. Нельзя забывать и о прозрачной структуре бюджета, процедуре проведения конкурсов в рамках муниципального заказа.

Ветхие крыши и разбитые дороги? Да, проза жизни. Но никто и не говорил, что руководить городами должны лирики и поэты или неудавшиеся ораторы. Каждому свое. Принцип разделения труда – один из основных факторов эффективной экономики.

Айсель ГЕРЕЙХАНОВА

9

Возврат к списку

До премьеры фильма "Прощаться не будем" осталось меньше месяца
21 июня в широкий прокат российских кинотеатров выходит фильм тверского режиссера Павла Дроздова "Прощаться не будем", в котором рассказывается о событиях, происходящих в Калинине в годы Великой Отечественной войны. Специальный показ картины прошел в Твери в декабре прошлого года в преддверии Дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
22.05.201811:12
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость