26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Безопасность 01.06.2010

Компетенция свободы

Из выступления заместителя губернатора Михаила Куржиямского на Всероcсийском фестивале СМИ «Вся Россия-2006».

Из выступления заместителя губернатора Михаила Куржиямского на Всероcсийском фестивале СМИ «Вся Россия-2006».

Национальные проекты – существенная, важная, но все-таки часть огромных сложных процессов в стране, в российском обществе. Осмелюсь предположить, что реализация проектов – это только подход, только попытка приблизиться вплотную к задаче более важной и исторически значимой. Такой задачей может быть только переход России в новое качество развития. Что и станет началом реализации той самой национальной идеи, на формулировку которой даже в свое время объявлялся конкурс.

Произойдет этот российский прорыв благодаря или вопреки взаимодействию с другими членами «восьмерки» или же в составе новой четверки – БРИК, то есть Бразилия, Россия, Индия, Китай, гадать преждевременно.

Только рассматривая нацпроекты под таким углом зрения, можно понять самим и объяснить нашей аудитории их подлинное значение и смысл.

Для этого и для успешной реализации национальных проектов обществу и государству власти и населению потребны отлаженные механизмы социальной коммуникации.

В наступившем веке общество может быть или информационно-коммуникативным, или безнадежно проигравшим. Но бурно протекавший последние два десятилетия процесс умножения информационных каналов не может длиться бесконечно. Очевидно, что сектор влияния каждого отдельно взятого средства массовой информации сужается, аудитория каждого становится меньше. Но коммуникативное взаимодействие с ней активизируется и становится более эффективным.

Значит, вопрос выживания и успешного существования любого СМИ заключен в правильном определении своей аудитории и завоевании ее доверия, установлении с ней прочных двухсторонних связей.

Решение по сути маркетинговой задачи в СМИ сложнее, чем в других сегментах рынка. Провозглашение полного тождества рынков информации и товаров прикрывает стремление манипулировать обществом. Оно оправдывает существование прессы и телеканалов олигархического толка, с жесткой внутренней цензурой, с откровенным выводом профессии журналиста за пределы этических рамок.

На самом деле, после всех трагических уроков истории, демократическое общество обязательно предполагает наличие ответственности СМИ перед обществом. Это выражается в требовании обязательной профессиональной компетентности: правдивости, точности, объективности и сбалансированности информации. В том, что СМИ сознательно избегают всего, что ведет к насилию, беспорядкам, нарушениям прав национальных меньшинств. И в том, что плюрализм мнений предполагает не только свободу высказываний, но и свободу критики.

Российским СМИ до сих пор не хватает понимания того, что позиция журналиста, телеканала или издания должна формироваться, исходя из системы принятых общественным сознанием позитивных ценностей и моральных норм. Отсутствие такого понимания встречается каждый день. На днях одна из самых популярных и многотиражных газет страны поместила интервью с известной представительницей нашего как бы шоу-бизнеса. (Словечко-паразит «как бы» в данном случае на месте.) И там был такой ответ на вопрос «Что вы больше всего любите в жизни?» – «Спать и заниматься сексом».

Пока у нас в ходу такая искренность, надо не просто упоминать об ответственности СМИ – надо объяснять людям, в том числе на примерах практики их западных коллег, что образ, имидж популярного человека в глазах аудитории должен чем-то отличаться от базовых поведенческих моделей кролика.

При всех издержках в современном российском обществе на всех уровнях – от федерального до муниципального – нарастает обоюдная потребность власти и СМИ в цивилизованной и корректной информационной политике. Под этим я понимаю такие действия властей, которые, с одной стороны, исключают административный диктат, замаскированные формы подкупа и телефонное право. С другой стороны, ищут и находят эффективные формы влияния на формирование через СМИ положительного имиджа власти.

К сожалению, наши пиар-технологи, как трудновоспитуемые дети, в первую очередь схватились за те технологии, которые в западных учебниках помещены в последнем разделе «Как не надо поступать добросовестным пиар-технологам». Недостаток этих манипулятивных технологий (так называемого черного пиара), помимо всем очевидной безнравственности, в том, что они рассчитаны на кратковременный эффект. Но нельзя жить в состоянии вечной предвыборной битвы за умы электората.

Нормальная повседневная работа над имиджем власти предполагает постоянные усилия, постоянную, открытую и честную систему взаимоотношений власти и СМИ.

Информационную политику администрации Тверской области можно сформулировать предельно простой фразой: чтобы люди знали. Знали о том, что делает областная власть. Для чего она это делает. И какими способами.

Этого, по большому счету, достаточно. Знающий, информированный гражданин, получающий информацию из заслуживающих доверия источников, которые он к тому же имеет возможность проверить – и лично, и (чаще всего) через те общественные организации, в которых он участвует и которым доверяет, имеет свое мнение по широкому кругу вопросов и в том числе может достаточно объективно и непредвзято оценивать деятельность власти.

Почему это важно для администрации области, для губернатора Зеленина?

Потому что мы поставили перед собой и перед областью амбициозные цели, которых не добиться без понимания и поддержки самого широкого круга жителей региона. За пять лет вдвое увеличить приток инвестиций в основной капитал, на этом основании выстроить современную экономику, особенно перспективные ее секторы, и сделать ее эффективной, динамичной и конкурентоспособной. Это не просто слова. В прошлом году Тверская область в Центральном федеральном округе вышла на третье место – после Москвы и Московской области – по темпам экономического роста.

Мы заинтересованы в конструктивном диалоге с гражданским обществом. Потому что с ним власти все-таки проще оптимизировать отношения, чем с обществом атомизированным, где бездействуют или неэффективны гражданские институты и в котором, согласно учению Томаса Гоббса, царит война всех против всех.

Как происходит этот диалог, информационное взаимодействие с обществом посредством СМИ?

В нашей губернии выходит порядка 20 газет в городе Твери, 54 – в районах области, действует 19 телестудий – три четверти из них в районных центрах – и 12 радиостанций. Для сравнения: два десятилетия назад обком КПСС осуществлял свою информационную политику с двумя областными газетами, 36 районками, одним радиоканалом и одной телекомпанией.

За последние годы в регионе создано единое информационное пространство. Создана обстановка стабильности и взаимного доверия между властью и журналистским корпусом. Этому послужило введение социальных заказов, то есть договоров администрации области с редакциями СМИ об освещении какой-либо социально значимой темы, представляющей интерес для трех сторон: журналистов, их аудитории и администрации области.

В прошлом году летом в области почти одновременно грянули два ЧП: вспышка гепатита в городе Ржеве и авария состава с мазутом под Зубцовом, последствия которой требовали срочной ликвидации. И надо сказать, что в этой ситуации именно ответственность и оперативность средств массовой информации помогли властям действовать более эффективно, обращая внимание на все детали и нюансы возникших непростых ситуаций.

Конец прошлого года прошел в области под знаком серьезнейшей политической кампании – выборов в Законодательное собрание региона. Администрация публично обратилась к группе наиболее влиятельных людей нашей области с просьбой высказать свое мнение по поводу тех идей и принципов, которые смогут объединять жителей, избирателей и помогут провести в состав будущего областного парламента действительно компетентных и порядочных кандидатов.

Было выработано совместное заявление, которое призывало к прекращению политических раздоров, честной конкуренции партийных предложений по проведению региональной политики и содержало практические рекомендации кандидатам в депутаты. Его подписали более ста заслуженных, известных в области представителей экономики, культуры, социальных отраслей. Публикация «Письма ста», как его назвали в прессе, оказала серьезное позитивное влияние на ход выборов.

Так же как и деятельность комитета «За чистые выборы». Обе эти акции были поддержаны практически всеми СМИ области. И договоренности строго соблюдать выборное законодательство, не искать в нем лазеек, соблюдались практически всеми. Это был очень ценный опыт. В том смысле, что он выявил важный момент: журналистское сообщество вовсе не так цинично и меркантильно, как о нем иногда судят, и готово работать, не выходя за рамки этических норм, не говоря уж о рамках закона, если эти правила строго соблюдаются и другой стороной.

Информационная политика нашей администрации отделена от сиюминутных политических целей. Главное – не сбиться с диалога на монолог. Вопрос в другом: всегда ли такой диалог возможен? Мы иногда сталкиваемся с выдвижением ультиматумов: или какие-то формы финансовой поддержки, или мы уходим в оппозицию. На таком языке мы не разговариваем. Так же как не делим СМИ по политическому признаку. Если информация достоверна, а комментарии не выходят за рамки нормативной лексики – любая позиция, не вызывающая вопросов у правоохранительных органов, на наш взгляд, достойна уважения.

Если вернуться к теме национальных проектов, то наш мониторинг печатных СМИ области показал, что из общего числа публикаций на эту тему 10% имеют критическую, негативную окраску, остальные 90% – примерно поровну – нейтрально-информационный или позитивный характер.

Долгосрочные политические цели администрации области мы понимаем как утверждение ценностей, принципов и свобод гражданского общества. Убеждены, что именно они необходимы России для возрождения и спасения, для окончательного расставания с имиджем страны-неумехи, обреченной на авторитаризм.

Движение в этом направлении эффективнее, когда в обществе сформирован имидж власти, вызывающий доверие у населения, утверждающий общность национальных и региональных целей и правильность избранного для их достижения пути.

20

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость