28 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Любовью и единением спасемся

С 24 по 29 июня 2008 года в Москве проходил Архиерейский Собор. Каждый Архиерейский Собор – явление уникальное и важное для всей страны. Несмотря на автономность церковной и государственной жизни, они тесно связаны между собой. И не потому, что каждая из сторон ищет за счет другой свою выгоду. У нас общий интерес. Ведь какова духовная пища людей, какой у них внутри стержень и есть ли он вообще, что за принципы, которыми они руководствуются, – все это неотъемлемые черты портрета России. А Архиерейский Собор, проводящийся раз в четыре года и собирающий всех архиереев Русской Православной Церкви, – это не только высший церковный форум, но и большое зеркало, отображающее лицо всего нашего Отечества.

С 24 по 29 июня 2008 года в Москве проходил Архиерейский Собор. Каждый Архиерейский Собор – явление уникальное и важное для всей страны. Несмотря на автономность церковной и государственной жизни, они тесно связаны между собой. И не потому, что каждая из сторон ищет за счет другой свою выгоду. У нас общий интерес. Ведь какова духовная пища людей, какой у них внутри стержень и есть ли он вообще, что за принципы, которыми они руководствуются, – все это неотъемлемые черты портрета России. А Архиерейский Собор, проводящийся раз в четыре года и собирающий всех архиереев Русской Православной Церкви, – это не только высший церковный форум, но и большое зеркало, отображающее лицо всего нашего Отечества.

Прошедший в этом году Архиерейский Собор – особенный. Он собрался накануне юбилея – «1020 лет со времени, когда по воле Божией трудами святого и великого князя Киевского Владимира наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения». О том, чем отличается Архиерейский Собор 2008 года от предшествующих, «ТЖ» беседует с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором.

– Владыка Виктор, каковы ваши личные впечатления от Архиерейского Собора?

– Собор прошел по-деловому, конструктивно, было общее единение. Я вернулся в Тверь с приподнятым настроением и горячим желанием дальше продолжать свою архипастырскую деятельность во вверенной мне Тверской епархии. И особенно радостно, что Архиерейский Собор проходил в дни празднований, посвященных 1020-летию с момента Крещения Руси. Было праздничное богослужение, молебен в Успенском соборе, концерт, прием в Кремлевском Дворце, где с приветствием выступил премьер-министр России Владимир Путин, подчеркнув роль РПЦ в истории страны. Очень важно, что Святейший патриарх поднял вопрос о статусе этого значительного праздника. До сих пор мы проводили почитание святого равноапостольного князя Владимира на обыденном уровне. Сейчас в правительство подано предложение о том, чтобы день 28 июня стал общегосударственным праздником, подобным, к примеру, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи. Хорошо бы, чтобы он был выходным днем, для этого, в крайнем случае, можно сократить выходные, отведенные на другие праздники. Лично я уже давно пришел к этой мысли.

– Всегда на обсуждение Архиерейского Собора выносятся темы, важность которых проверена временем. Что на этот раз попало в поле зрения его участников?

– С большим докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Он коснулся внутренних вопросов церковной жизни. На Соборе было множество докладов. Состоялось 9 пленарных заседаний, и было образовано пять рабочих групп, на которых обсуждались отдельные вопросы: деятельность приходов и монастырей; церковь, государство и общество; духовное образование и просветительная деятельность церкви; работа с молодежью; издательская информационная деятельность. Я участвовал в работе пятой группы – православное свидетельство и современность. На ней, кстати, рассматривался вопрос о деятельности епископа Анадырского и Чукотского Диомида.

– Эта скандальная фигура старательно привлекает к себе внимание на протяжении долгого времени и, похоже, собирается продолжить в том же духе. Его обвинения в адрес Патриарха и других пастырей РПЦ весьма вызывающи. А ведь Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркивал: «Собор, прошедший в столь знаменательный год, подтвердил единство Русской Православной Церкви во всей ее полноте и поставил заслон попыткам ее разделения». В большой степени это касается решения Собора по отношению к епископу Диомиду. Архиерейский Собор постановил лишить его священного сана, если он публично не раскается до ближайшего заседания Священного Синода. Как вы оцениваете это решение и какие именно грехи ему вменялись в вину?

– Это больная сторона нашей жизни. На рабочей группе я выступил с некоторыми своими соображениями по поводу деятельности епископа Диомида. Он взял на себя неположенные функции. Он стал обращаться через голову Патриархии к правящим архиереям, хотя это прерогатива патриарха, нарушив тем самым канонические нормы. С помощью СМИ, интернет-сайтов он подрывает авторитет всей православной церкви. Когда к нему с увещеванием обратился наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност, он посмеялся над ним, выложив искаженную беседу в Интернете. Иначе как хамским такое поведение не назовешь – как сын Ноя Хам посмеялся над отцом своим и призывал к этому других.

Когда противники церкви нападают на нее, это понятно. Но непозволительно вести такую деятельность внутри самой церкви против братьев своих.

Многие его обвинения необоснованны. Например, он упрекает патриарха, что тот якобы молился с католиками. Да, до 1054 года у нас канонизированы общие святые. И если они находятся в католической церкви, мы идем туда. Например, в Бари, где находятся мощи святителя Николая, мы совершаем литургию. Там католический престол, но мы кладем свой антиминс. И бывает, что присутствуют представители разных церквей.

Некоторые говорят, что Диомида лишили сана якобы за то, что он поднял вопрос о выходе РПЦ из Всемирного совета церквей. Есть и другие епископы, которые также считают, но им это не ставится в вину. Он мог сказать свое мнение, это его право.

Но следует помнить, что за Диомидом стоят другие силы, не православные, в этом секрета нет, и они хотят воспользоваться моментом, внести раскол в РПЦ, ослабить ее.

Его приглашали на Архиерейский Собор, но он не прибыл. Если он считал себя правым, почему не выступил открыто? Сейчас он подал апелляцию. Но как он собирается доказывать свою правоту, если, зная, что его лишили сана, продолжал служить, нарушив каноническое правило?

Патриарх сказал: «Мы полтора года терпели его поступки». Я считаю, что по отношению к епископу Диомиду было принято очень компромиссное решение. Ему была дана возможность подумать, взвесить и принести покаяние. Он же не воспользовался этим. Было активное обсуждение решения, были и разногласия, вносились поправки. В результате подавляющее большинство проголосовало за принятие решения. Воздержались – представители Русской Зарубежной Православной Церкви. Я поинтересовался у одного епископа, почему воздержался. Он сказал, что только сейчас мы ближе познакомились с епископатом РПЦ, мы долго были вдалеке и плохо владеем ситуацией, поэтому трудно сразу составить конкретное мнение. На мой взгляд, это нормально.

Все понимали болезненность принятого решения. Но самое главное – сохранить единство церкви. О чем говорил преподобный Сергий Радонежский во время Куликовского сражения: «Любовью и единением спасемся».

В Послании Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви говорится:

«Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской церкви, последовав расколоучителям. Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову».

– Одна из значительных особенностей этого Собора, что он проходил после воссоединения Русских Православных Церквей, долгое время разделенных государственными границами.

– На Архиерейский Собор прибыли архиереи Русской Зарубежной Православной Церкви. Отрадно, что по большинству вопросов мы выражаем единое мнение. А враги наши не могут смириться с тем, что произошло год тому назад 17 мая, когда был подписан акт о воссоединении и объединении церквей. В своем Послании Собор отметил: «Общение епископата, клира и паствы, ставшее возможным благодаря состоявшемуся в прошедшем году восстановлению единства русской церкви, являет добрый пример взаимной поддержки и братской любви. Церковь наша объемлет людей разных национальностей, поколений, культур. Многие из них имеют различные взгляды на отдельные стороны церковной жизни. Однако мы должны помнить слова Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). И пусть нас не разделяют ни государственные границы, ни человеческие различия, ни естественные среди христиан разномыслия. Святой апостол Павел пишет: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 14). Пусть духом христианского братолюбия будут проникнуты все наши дискуссии, равно как и вся наша жизнь».

– На Соборе были приняты Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Тема свобод и прав сейчас весьма популярна и относительно молода в России.

– Сейчас Запад говорит, что Русская Православная Церковь нарушает некоторые права и свободы. Как Денница, который восстал против Бога, защищая, как ему казалось, свои права. Но ведь и когда был создан человек – свободный, – все равно было ограничение. И это был Закон. Раз мы говорим о правах, мы не должны забывать об обязанностях. И легче сказать: «О, дайте, дайте нам свободу», – чем правильно ею распоряжаться. Нельзя спекулировать такими понятиями. Вспомним слова апостола Павла: «Мы свободны только в Господе». А если мы творим грехи, преступления, о какой свободе может быть речь? Человек становится пленником греха.

В уже цитированном мною Послании Собора есть слова: «Идея прав человека стала одной из главных при формировании законов и политики государств. Данную идею подчас используют для оправдания греха и для того, чтобы принизить роль религии в жизни общества, лишить людей возможности жить по своей вере.

Собор изложил православный взгляд на эту проблему, одобрив Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. В этом документе говорится о неотделимости человеческих прав от нравственных ценностей и об ответственности личности перед Богом и другими людьми».

– На какие итоги Собора, владыка, хотелось бы еще раз обратить внимание читателей «Тверской Жизни»?

– К значимым моментам Архиерейского Собора необходимо отнести утверждение имевшей место в последнее время канонизации святых. В этот раз их немного – святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские. По тверским святым бумаги были подготовлены, но их не успели рассмотреть.

Самое же главное, что постоянно звучало на Соборе, – тема единения. Сейчас, возможно, это самая насущная потребность. Самоизоляция очень опасна для нас. Для сохранения единства церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором принято положение о церковном суде, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов православия.

Беседовала Татьяна ИВАНЧЕНКО

42

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость