21 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Миргородский левша

Несколько лет назад мы достаточно масштабно отпраздновали 250-летний юбилей Николая Львова, которого в масштабах Тверской области с тех пор справедливо называют «наше все». Праздновали причем дважды: архивные изыскания позволили уточнить год рождения «гения вкуса» ХVIII века. А вот его другу и коллеге почему-то повезло меньше: что-то не наблюдаем мы этим летом пристального внимания к персоне одного из лучших портретистов ХVIII века Владимира Боровиковского. А ведь 4 августа 2007 года ему тоже исполнилось 250 лет.

Несколько лет назад мы достаточно масштабно отпраздновали 250-летний юбилей Николая Львова, которого в масштабах Тверской области с тех пор справедливо называют «наше все». Праздновали причем дважды: архивные изыскания позволили уточнить год рождения «гения вкуса» ХVIII века. А вот его другу и коллеге почему-то повезло меньше: что-то не наблюдаем мы этим летом пристального внимания к персоне одного из лучших портретистов ХVIII века Владимира Боровиковского. А ведь 4 августа 2007 года ему тоже исполнилось 250 лет.

Впрочем, история с двойным юбилеем может повториться – разные источники приводят разные даты: знаменитые Брокгауз и Евфрон указывают 1757 год, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия считает, что классик родился годом позже. Так что и здесь существует изрядный простор для архивных исследований. Несомненно одно: родился Владимир Лукич Боровиковский на Украине, в прославленном гением Гоголя Миргороде.

В молодые годы дворянский сын Боровиковский состоял на военной службе, которую оставил в чине поручика; вернулся в родной Миргород, где полностью посвятил себя живописи. Карьеру молодого художника решил случай: Полтавская губерния ожидала высочайшего визита императрицы Екатерины, которая в 1787 году предприняла большое путешествие по южным губерниям. «Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешены в комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой наказ греческим мудрецам, другая – Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи».

Владимир Лукич внял высочайшему совету и уже к 1788 году оказался в Петербурге. Учился у Лампи, пользовался советами Левицкого. Академию художеств, впрочем, не окончил, что не помешало ему в 1795 году получить степень академика, а в 1802-м – звание советника академии. А еще одним поворотным моментом в карьере миргородского помещика стало знакомство с Николаем Львовым. Именно он, в то время работавший над проектом Борисоглебского собора в Торжке, предложил малоизвестному провинциальному живописцу сделать цикл икон для главного иконостаса этого храма.

Судьба этого иконостаса во многом неопределенна – его несколько раз переделывали, дополняли работами других художников, имитировавших манеру Боровиковского, а после революции иконостас, как и все храмовое убранство, был расхищен. Часть из тридцати семи написанных Боровиковским икон поступила в собрание тверского музея, сейчас они хранятся в картинной галерее.

Известны и другие работы Боровиковского по части храмовой живописи. Так, он сделал несколько композиций для питерского Казанского собора. А в Тверской области чудом сохранился фрагмент росписи в алтаре Казанской же церкви в селе Арпачево в родовом имении Львовых. Широкой публике Боровиковский известен как портретист романтически-сентиментального направления – во всех школьных учебниках, к примеру, воспроизведен дивный портрет Лопухиной. Несколько портретов хранится и в собрании Тверской картинной галереи. Как многие художники того времени, Владимир Боровиковский прошел определенный путь от романтически-сентиментальной идеализации образа к прозаической конкретности, определив таким образом линию развития русского портрета уже ХIХ века.

Наталья ЗИМИНА

7

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость