24 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Живопись водяными красками

Именно так, «О живописи водяными красками», называлась старинная, едва ли не пушкинских времен книга, благодаря которой художник Сергей Андрияка радикально изменил и свою жизнь, и общее восприятие одного из видов изобразительного искусства.

Именно так, «О живописи водяными красками», называлась старинная, едва ли не пушкинских времен книга, благодаря которой художник Сергей Андрияка радикально изменил и свою жизнь, и общее восприятие одного из видов изобразительного искусства. Некоторым образом промежуточный итог этих перемен тверской зритель может увидеть в выставочном зале картинной галереи – на днях там открылась большая выставка «Школа акварели Сергея Андрияки».

«Если долго заниматься чем-то одним, можно добиться очень многого», – говорит художник. Сам он, впрочем, после окончания Суриковского института пробовал гуашь и пастель, занимался монументальной живописью, витражом, мозаикой, офортом, стажировался у классиков отечественной живописи Алексея Грицая и братьев Ткачевых. Классическая многослойная акварель привлекла его внимание в середине восьмидесятых.

К середине ХХ века акварельная живопись была практически забыта. Популярной оставалась лишь техника «a la prima», предполагающая нанесение красок на влажную бумагу в один-два слоя. Сергею Андрияке по сути пришлось исследовать и возрождать технику мастеров XVIII – XIX веков методом проб и ошибок, что дало ему определенную творческую свободу и возможность выработать своеобразный авторский почерк. Специфика этой техники заключается в том, что она окончательна и исправлению не поддается. Стало быть, начиная работу, художник должен очень точно представлять себе, что именно в итоге появится на листе бумаги. Это имела в виду директор картинной галереи Татьяна Куюкина, когда сказала, что «художник – профессия героическая, а эта техника требует особенной отваги; здесь исключительно важно ремесло – мастерство, которым нужно владеть виртуозно».

Сказать, что мастерство Сергея Андрияки впечатляет – не сказать ничего. Особенно если учесть, что он не делает предварительного карандашного наброска и сразу же начинает работать с цветом. Возрожденная им техника сочетает характерную прозрачность акварели, когда роль белил играет собственно бумага, просвечивающая через красочные слои, с разнообразием цветотональных возможностей, которые предполагает послойная лессировочная живопись. Очевидно, что Сергей Андрияка ориентируется именно на старых мастеров. И в чем-то их превосходит: классическая акварель XVIII – XIX веков была по преимуществу альбомным жанром, предполагающим небольшой, если не миниатюрный, формат. Современный художник воодушевился этой техникой настолько, что сейчас пишет без преувеличения монументальные работы больших форматов, более характерных для традиционной масляной живописи. Их можно рассматривать часами, причем нужно практически водить носом у самой поверхности стекла, рассматривая совершенно неожиданные, не соответствующие ни масляной живописи, ни акварели «a la prima» приемы. Впечатлил, к примеру, пейзаж «Снег идет» – виртуозно тонкая и точная вязь жемчужно-серых мазков и фрагментов нетронутой белой бумаги. А если отойти подальше – из всего этого складывается фотографически точный, и при этом очень изящный зимний пейзаж. Первое впечатление – вытворять такое посредством акварели невозможно.

Однако этому можно еще и научить. Сергей Андрияка оказался в нужное время в нужном месте, поскольку именно классическая акварель в последние годы приобрела невероятную популярность. Художник рассказал, что на предпоследнем антикварном салоне маленькая работа Шарлеманя – художника XIX века далеко не первого ряда – была оценена в 100 тысяч долларов: прежде такого не бывало никогда. Соответственно, есть потребность учиться этому искусству. И в 1999 году при поддержке правительства Москвы и лично Юрия Лужкова Сергей Андрияка открыл Московскую государственную специализированную школу акварели, которая должна «возродить классическую акварельную живопись и академическую систему обучения; освоить, сохранить и передать следующим поколениям традиции и опыт старых мастеров». В педагогическом смысле особенность методики Сергея Андрияки заключается в том, что учитель работает над заданием вместе с учениками – он не только консультирует, но и воздействует личным примером. Именно так, между прочим, и учились те самые старые мастера.

Помимо этого, впрочем, школа предполагает множество традиционных для академического обучения спецкурсов и факультативов по истории мировой культуры, офорту, живописи по фарфору, рисунку обнаженной модели. Летом предполагается и пленэрная практика, традиционным академическим обучением не предусмотренная. А вот работа в музеях – штука чисто академическая. Для этого в школе Андрияки создан музейно-выставочный комплекс, где регулярно экспонируются подлинники из главных музеев России. Учиться на образцах – это древний и, в сущности, вечнозеленый метод.

Работы самого Сергея Андрияки впечатляют невероятно. Виртуозной техникой, неожиданным масштабом, предельной – аж сверкающей – натуральностью изображенного. Особенно Сергей Андрияка любит цветочные натюрморты. Татьяна Куюкина, сама любительница всякой зеленой живности, не преминула спросить, кто ставит ему эти дивные букеты. «Сам!» – гордо ответствовал художник. И рассказал, что цветы для него – своего рода пробный камень: «Как я могу сделать это на листе бумаги». Но и явную и искреннюю любовь к цветам он и не скрывал: какие-то растения ему близки – по преимуществу обычные среднерусские. Хотя и экзотические орхидеи его воодушевляют. А вот привычные, казалось бы, гладиолусы на дух не переносит – не чувствует.

Выставка работ Сергея Андрияки поражает, впечатляет и восхищает, как точнейший прыжок парашютиста, как высший пилотаж, как показательные выступления байкеров. Но чем-то все-таки смущает. Некоторые говорят: салон. Не всегда и не факт, но слишком уж это красиво. Или, может быть, все дело в том, что последние полторы сотни лет просто отучили нас от классического восприятия чистой красоты?

Наталья ЗИМИНА

323

Возврат к списку

Тверских детей с нетерпением ждут в лагерях
Считанные дни остаются до начала самых длинных каникул в году. В нашем регионе в загородных, дневных, палаточных лагерях (всего их 600 с лишним) отдохнут более 70 тыс. ребят. Губернатор Игорь Руденя поставил четкую задачу: летний сезон должен пройти на высоком, качественном уровне. Мелочей здесь нет и быть не может. Журналисты «ТЖ» выяснили, как идет подготовка к встрече детей.
24.05.201812:35
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость