В связи с известными криминальными событиями в музейном деле России наметился явный кризис. Он впрочем, скорее всего не коснется музеев малых, которые сейчас во множестве открываются иногда в совершенно неприметных городках. Причем чаще всего это не традиционные художественные и краеведческие музеи, а нечто совсем экзотическое: денег и технических средств для этого нужно немного, были бы желание и фантазия.
Тверь в этом смысле может гордиться недавно возобновившим работу музеем ужасов, расположенным в цокольном этаже речного вокзала. Новая экспозиция сменила выставлявшуюся недавно тверской оружейной палатой военно-исторического клуба «Дружина» коллекцию почти аутентичного оружия разных времен и стран, сделанного в полном соответствии с археологическими данными и письменными источниками. Часть оружия, впрочем, выставлена и сейчас, причем вопреки всем музейным традициям его можно не только подержать в руках, но и от души рубануть по специально предназначенной для этого деревянной колоде, чтобы уж если знакомиться с русскими и европейскими воинскими традициями – так по-настоящему.
Некоторые районные центры области создают музеи, посвященные местным традициям, имея в виду пример ярославского города Мышкина, давно придумавшего очень симпатичный музей мыши. В Осташкове этим летом открылся музей рыбы. Чтящие традиции осташи-ершееды быстро надарили создателям экспозиции самых разнообразных предметов, связанных с речными и озерными обитателями, – от старинных сетей и прочих рыболовных снастей до специальных блюд, на которых подавались знаменитые осташковские пироги-рыбники. В Весьегонске же особо уважают другого речного жителя – рака. Он украшает герб города, дарованный Весьегонску императрицей Екатериной двести с лишним лет назад исходя из того, что в тамошних водоемах раки водятся в изобилии. Сейчас там тоже создается небольшой, но весьма занятный музей.
На другом конце области в почете самое что ни на есть сухопутное животное – бурый медведь. Собственно, посвященный ему музей уже сложился сам собой на расположенной в Торопецком районе биостанции «Чистый лес»: ее руководителю Валентину Пажетнову гости и коллеги традиционно дарят разномастных медведей. В доме Пажетновых медведи везде – на стенах, на полках, а для особо ценных экспонатов выделен специальный стеллаж, на котором очень трогательные глиняные и тряпичные детские поделки соседствуют с изысканнейшей профессиональной резьбой по кости и малахиту. Здесь же – сковородка с развеселой медвежьей физиономией. Ее несколько лет назад привезла французская журналистка Катрин Гранже, исходившая из того, что русские женщины воспитывают своих супругов исключительно посредством кухонной утвари. И пообещавшая подарить такую специальную сковородку, которой даже если ударить по-настоящему – больно не будет. Конечно, сложно предположить, что Валентин Сергеевич и Светлана Ивановна Пажетновы выясняют отношения подобным радикальным способом, однако вскоре сковородка заняла почетное место в экспозиции.
Как рассказала Светлана Пажетнова, музей медведя будет комплексным – в экспозиции будет собрана не только специализированная информация о биологии и поведении медведя, чем, собственно, и занимается биостанция, но и фольклорно-этнографический материал, который существует в изобилии: медведь был не только одним из любимых персонажей народных сказок, но и священным тотемическим животным для многих племен, в разное время населявших территорию нынешней Тверской области. Подобный интерактивный проект уже существует в Тверском объединенном музее, в его разработке и реализации как раз и принимал участие Валентин Пажетнов.
Простор для подобного музейного творчества в нашей области неограниченный: она велика и обширна, а традиции на редкость разнообразны. Так что мы еще не раз услышим о каких-нибудь небольших экзотических музеях, которые всегда будут оставаться в стороне от эрмитажных проблем.
Наталья ЗИМИНА