22 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Дочки-матери

Свой 73-й сезон Тверской ТЮЗ заканчивает спектаклем «Электра» по пьесе Жана Жироду. Вчера состоялся премьерный показ этой постановки, осуществленной главным режиссером театра Вячеславом Лымаревым. Корреспондент «ТЖ» накануне побывал на сдаче спектакля и три часа следил за сюжетом древнегреческого мифа в троекратном переложении – французского драматурга, его русского переводчика и тверского режиссера.

Свой 73-й сезон Тверской ТЮЗ заканчивает спектаклем «Электра» по пьесе Жана Жироду. Вчера состоялся премьерный показ этой постановки, осуществленной главным режиссером театра Вячеславом Лымаревым. Корреспондент «ТЖ» накануне побывал на сдаче спектакля и три часа следил за сюжетом древнегреческого мифа в троекратном переложении – французского драматурга, его русского переводчика и тверского режиссера.

«Электру» пришлось ждать достаточно долго, по разным причинам этот спектакль так и не появился в репертуаре ТЮЗа в прошлом сезоне. Да и в нынешнем, была мысль, он тоже не появится. Однако опасения оказались напрасными. После слезливой «Поллианны» Вычеслав Лымарев все-таки выпустил долгожданную премьеру, которая, по идее, должна была бы всем продемонстрировать, что вернувший себе прежнее название театр юного зрителя может справиться не только со сказками, но и с серьезными пьесами для зрителей повзрослее. «Электра» Жана Жироду как раз входит в список таких пьес. Написанная в 1937 году, в свое время она читалась и смотрелась как отклик на политические события во Франции. Материал мифа давал более чем богатые возможности для выражения соответствующих мыслей в рамках складывающегося в тридцатые годы нового типа французской драмы – философско-интеллектуальной драмы идей и политического театра. С этой проблематикой связан целый ряд пьес Жироду, в том числе и «Троянской войны не будет», и «Электра». Античные сюжеты, впрочем, вдохновляли не только Жироду, но и Гофмансталя, Сартра, Гауптмана, Стравинского, Онеггера.

В основу своей пьесы Жироду положил миф, известный по трагедиям Софокла и Эврипида. В массовом сознании он, впрочем, связан прежде всего со знаменитым комплексом Электры, вечным спутником которого является Эдипов комплекс. И спектакль получился в общем-то не без этого уклона. Если говорить кратко, речь идет о том, как Электра мечтает, чтобы ее брат Орест убил их мать Клитемнестру и ее любовника Эгиста, повинных в смерти их отца Агамемнона. Электра в исполнении Ольги Лепоринской просто одержима этой мыслью. Ей, в сущности, подчинено все сценическое действие, разворачивающееся в царском дворце с его неизменными атрибутами – лестницей и античными колоннами, которые зловеще сверкают в свете софитов. Этот холодный металлический блеск, да еще натыканные повсюду копья становятся своеобразной метафорой самой идеи мести и смерти. Мрачность и неизбежность трагедии благодаря оформлению Вадима Шлямина принимаешь особенно остро, тем более что сцена не отделена от зрителя занавесом.

То, что Электра ненавидит мать свою Клитемнестру, становится ясно практически с первых минут спектакля, и для этого, в принципе, не надо знать древнее сказание. Это чувство просто рекой льется из Электры, даже само слово «мать» она произносит весь спектакль с такой красноречивой интонацией, как будто бы не к матери вовсе обращается. Ждешь: еще немного, и дочь невинно убиенного отца смачно, по-русски выругается. Но такая вольность, естественно, не позволительна, хотя чем ближе к финалу, тем интонация Электры становится явно выше, чем три этажа. Так, собственно, сделана попытка показать не только процесс созревания и окончательного, жесткого оформления самого желания смерти нелюбимой матери и ее любовника, но и характер героини. «Она должна объявиться!» – говорит об Электре забредший во дворец нищий. Вот она и объявляется и в конечном итоге добивается своего.

Если Софокл изображал человека идеальным, таким, по словам Аристотеля, каким он должен быть, то в спектакле Вячеслава Лымарева это представление о людях видоизменяется. Сыщешь ли в постановке идеально прекрасного человека, чьи страдания и поступки обусловлены внутренними нравственными качествами, еще вопрос. Электра ненавидит мать, конечно, от всей души. Но Орест вроде бы поначалу даже любит ее – он еще не знает, что в младенчестве Клитемнестра уронила его, наследника престола, а Электру почему-то удержала на руках. Поступок царицы – своего рода дискриминация по гендерному принципу, по крайней мере так кажется.

Трехчасовая эпопея о сплошных убийствах вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, режиссер, наверное, хотел сказать о том, что за каждое преступление, совершенное человеком против человека, придется расплачиваться. Клитемнестра, например, семь лет подряд видела во сне, как она убивает своего мужа. Электре, руками Ореста убившей ненавистную родительницу и ее подельника, предрекают такую же участь. Оресту, по всей видимости, небо в скором времени тоже покажется в клеточку. Во всяком случае, его имя по законам русской фонетики произносится как «арест» с мягким «р», и где-то в середине спектакля он на какое-то время попадает-таки в эгистовы застенки.

С другой стороны, спектакль практически не показал настоящих актерских работ. Электра, сдается, создавалась нелегко, трудно, но здесь примечательна сама роль – масштабная, о подобной многие актрисы мечтают. Ольге Лепоринской за Электру следует сделать заслуженный комплимент. В-третьих и последних, спектакль, несмотря на свои несомненные достоинства, вместе с тем оставляет ощущение некоторой натужности, известного традиционализма и затянутости (это при том, что текст Жираду подвергся редакции). Перевод Ирины Волевич на этом фоне словно бы терялся и местами не звучал. Зато на протяжении всего спектакля хорошо было слышно журчание воды – небольшой фонтанчик изящно дополнил замечательные декорации.

Евгений ПЕТРЕНКО

49

Возврат к списку

До премьеры фильма "Прощаться не будем" осталось меньше месяца
21 июня в широкий прокат российских кинотеатров выходит фильм тверского режиссера Павла Дроздова "Прощаться не будем", в котором рассказывается о событиях, происходящих в Калинине в годы Великой Отечественной войны. Специальный показ картины прошел в Твери в декабре прошлого года в преддверии Дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
22.05.201811:12
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость