25 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Искусство выращивать камни

- То, что вы увидите на этой выставке, никакого отношения к действительности не имеет, - сразу объявил скульптор Андрей Долженко, Здесь мы показываем натуральную живопись и стоящую скульптуру. Все совпадения с реальностью случайны, и художники за это ответственности не несут.

Коллега по цеху и однофамилец одного из участников выставки Борис Федоров был не менее категоричен в суждениях: объявил, что завидует им, пропустившим «через жабры» всю историю искусств, завидует их раскованности и вседозволенности. И это говорит Борис Федоров, сам не обделенный смелостью фантазии и художественной эрудицией! Куратор выставки Марина Сафонова же честно призналась, что уже сформированная экспозиция стала откровением даже для нее - искусствоведа, давно и хорошо знакомого с творчеством обоих художников. Таким вот сочным и весьма изысканным аккордом завершила уходящий год тверская картинная галерея.

Живописец и график Константин Федоров, и скульптор Андрей Долженко на первый взгляд категорически не похожи. На второй же все-таки можно выделить нечто общее - действительно завидную эрудицию во всех областях современного и классического искусства в сочетании с «незамыленностью» взгляда и вольным обращением с устоявшимися канонами. «Таланту правила не нужны», - заметила Марина Сафонова, вспомним в качестве примера испанского архитектора Гауди. А если еще точнее - художники такого рода сами устанавливают себе правила, и с удовольствием нарушают их в случае необходимости.

Ценители авангардной скульптуры вспомнят персональную выставку Андрея Долженко, которую он показывал лет семь-восемь тому назад в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной. Тогда у него, дипломированного инженера, имеющего множество патентов на изобретения, во многих работах откровенно читались аэродинамические принципы современного самолетостроения, удивительным образом сочетающиеся с архаической фаллической символикой. Скульптор активно использовал сочетание грубо обработанного камня с металлом - нам до сих пор помнится «Птенец» на колесиках и со сверкающими бронзовыми когтями.

За прошедшие годы многое изменилось. Металла стало значительно меньше, при этом полированная бронза уступила место ржавым кованым гвоздям и кускам арматуры. Камень же стал более гладким, «пожилым», как бы попутешествовавшим по геологическим эпохам, подобно метеориту из известного рекламного ролика. Иногда художник просто компонует округлые гальки, которые в этих сочетаниях приобретают особое художественное качество. Получаются птицы, с которыми, по выражению одной из сотрудниц галереи, хочется поздороваться. Впрочем, Андрей Долженко не отказывается и от прежнего сурового обращения с материалом. «Мне иногда камни-то даже жалко, - заметил Борис Федоров, - так мощно он их грызет. А вот с деревяшками обращается нежно». Деревом скульптор занялся не так давно, и здесь действительно очевиден другой подход: Андрей Долженко любовно выявляет и сочетает не столько формы, сколько фактуры древесины.

На этой выставке стоило бы отменить главный музейный принцип «Руками не трогать!»: работы Андрея Долженко прямо-таки напрашиваются на то, чтобы их именно трогать, щупать и гладить. Истоки такого эффекта, очевидно, в том, что у скульптора сложились особые отношения с материалом: камни, к примеру, он сажает на огороде, как картошку, старательно поливает и окучивает. Потом выкапывает. Если еще не поспели - продолжает культивировать. Пестрые поделочные камни скульптор не уважает. Ему ближе благородный монохромный лаконизм - песчаники, черные сланцы, и как венец творения - классический римский мрамор травертин.

К лаконичному выражению своих мыслей склонен и Константин Федоров. Прекрасный рисовальщик, на некоторых графических листах он, подобно Леонардо или Дюреру, как бы исследует природу формы, раскладывая ее на составные части. Иногда, впрочем, форма диктует художнику, и тогда к основной картинной плоскости степлером прикрепляется дополнительный кусок картона, и рука царя Дария устремляется навстречу нарисованному на соседнем листе Александру Македонскому. В чертах персидского царя, кстати, явно угадываются черты автопортрета.

И в графике, и в живописи Константин Федоров явно обращается к классическим образцам - к русскому неопримитивизму, к Матиссу и Гогену. Упомянутая Борисом Федоровым раскованность и вседозволенность проявляется еще и в том, что художник запросто размещает классический античный орнамент на большом листе упаковочного картона так, что специальные значки, всякие рюмочки и стрелочки, тоже превращаются в орнамент, превращаясь из служебной символики в факт искусства.

В контекст изобразительного искусства Константин Федоров помещает и слово, включая на митьковский манер в графические листы весьма философические четверостишия:

Со лба осел шугает муху ухом

Прикрыл глаза слезящиеся

Мы в детстве тоже мух во сне гоняли

Весьма привязчивых

Оба художника, каждый на свой манер, создают свои собственные миры, населяя их в высшей степени специфическими персонажами. Особенно преуспел в этом Андрей Долженко. В его «саду камней», помимо птиц, птенцов и тотемов, обитают в высшей степени странные существа. К примеру, знаете ли вы, что такое (или кто такая) «евдондотья»? А Андрей Долженко знает. И может вам показать.

Наталья ЗИМИНА

27

Возврат к списку

Народный артист СССР Василий Лановой представил в Твери моноспектакль о войне. ВИДЕО
В областном ДК «Пролетарка» в Твери прошла общественно-патриотическая акция «Спасибо за верность, потомки!». В рамках этой акции народный артист СССР Василий Лановой посетил Тверь.
25.04.201815:25
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость