26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Апологетика здравого смысла. Продолжение

- Отец Андрей, как преодолеть страх перед терактами?

- Отец Андрей, как преодолеть страх перед терактами?

- Я вижу только одно лекарство - религиозное отношение к жизни и смерти. По словам Достоевского, здесь, на земле, все начинается, но ничего не кончается. Или я могу повторить замечательные слова, которые Дамблдор говорит Гарри Поттеру: главная ошибка Воландеморта в том, что он не признает, что есть вещи, более страшные, чем смерть. Так вот смерть, как очень точно говорит другой персонаж «Гарри Поттера», для хорошо организованного сознания, это очередное приключение. Это очень правильно. Так вот, если у людей будет такое отношение к смерти, что это не тупик и не конец, то возможность взрыва бомбы под ногами не будет восприниматься как некая предельная угроза, как нечто предельно страшное, от чего надо избавиться любыми путями. И еще одну цитату приведу. В «Хрониках Нарнии», в последней сказке, которая называется «Последняя битва» - это попытка на языке сказки пересказать откровения Иоанна Богослова - есть такой эпизод. Битва, действительно последняя, добрая страна гибнет, и вот по ходу битвы к окруженному королю пробивается один из его слуг и говорит: ваше величество, рыцарь такой-то погиб, но, умирая, просил напомнить вашему величеству, что все миры приходят к своему концу. Но достойная смерть - это сокровище, и каждый из нас достаточно богат, чтобы приобрести его. Вот это великолепная, совершенно чеканная формула христианского рыцарства. И если к нам вернется рыцарский дух, террор будет нам не так уж и страшен.

- В одной из своих последних книг вы написали о нашем обществе: «С одной стороны, элита, ориентированная на Запад и ненавидящая все русское и православное, а с другой стороны, советский люмпен, который тоже не знает православной Руси и мечтает о Советском Союзе». Но посередке болтаемся мы! И что нам делать?

-Это вечная проблема России - средний класс и как его создать Не только в смысле зарплат, экономики, но и нормальной консервативной системы ценностей. Великолепную формулу консерватизма, на мой взгляд, предложил очень талантливый современный журналист Максим Соколов.

- Формула консервативного либерализма?

- Да, она звучит так: Бог, Родина, Свобода. Память о Боге - это то, что дает человеку вертикаль. И тем самым выводит его из раздела дарвинских обезьян. Нельзя говорить о правах обезьян! Чтобы говорить о правах человека, надо быть человеком, а человек обращен к вечности. Родина - это выход за рамки своей индивидуальности, чувство солидарности с другими, в том числе и в том. что ты строитель своей страны. И свобода опять же как условие жизни в своей стране, творчество ради своей страны. Бог, Родина, Свобода. И ведь правда, это одна из трагедий русской идеологической истории в том. что разные составляющие этой формулы пытались разорвать на части. То есть у нас слишком долго считалось, что если ты патриот, то должен поливать все западное и воспевать какие-то полицейско-административные вещи. А зато если ты за свободу, то должен хаять и историю своей родины, и ее настоящее. Включая и православную веру. Вот странная убогость такого рода партий и привела к тому, что у нас почти нет среднего класса.

- К сожалению, мы наблюдаем, как радикальные националистические движения прикрываются православием. Как вы к этому относитесь?

- Я думаю, терпеть это осталось недолго. 90-е годы показали, что подобные радикалы в своем дрейфе быстро выходят за рамки христианства. А дальше начинается: христианство - это жидовская религия, навязанная нам, арийцам! И пошло-поехало... Этим путем прошли многие. Но вот что меня удивляет. В либеральной прессе нередко обращается внимание на какие-то националистические, антисемитские суждения на страницах православных изданий, но совершенно отсутствует нормальная критика откровенных националистических, фашистских изданий, типа «Удара русских богов», «Русских Вед» и т.д. На это почему-то не обращается внимания.

- А церковь высказывает свою позицию по этому вопросу?

- Ну, прежде всего уже есть официальный документ, соборный! Это основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Интересно, что на националистических интернет-сайтах этот документ жестоко критиковали за то, что в нем ни разу не употребляется слово «русский». И скрупулезно подсчитали, сколько раз упоминается Израиль... Они не учли, что в христианском документе принято ссылаться на Священное писание, а в Библии как-то маловато про русских сказано, все больше про евреев. И все прецеденты архитипические берутся оттуда, из истории еврейского народа. Для некоторых наших националистов это оказалось камнем преткновения.

- Отец Андрей, а есть ли у нас основание для государственного оптимизма или где нам его искать?

- Ну, в смысле государственного, я все-таки не оптимист. Пока я слишком мало вижу оснований для оптимизма. Крайне хилы у нас общественные движения. В частности, до сих пор нет организации, которая ставила бы своей целью помощь вынужденным переселенцам из стран бывшего СССР, то есть, нормальную помощь своим соотечественникам. Ведь это тоже верный симптом здравости нашей национальной жизни! Эта проблема просто вычищена за рамки сознания, об этом нет даже дискуссий. Я уже не говорю о том, заботится ли об этих людях государство. Нет даже общественных инициатив!

Так что принципы моей жизни просты: делай, что должен, и будь, что будет. Есть такая замечательная французская поговорка, но почему-то на русский язык вторая ее часть не переводится. Чаще говорят просто: делай, что должен. Но мы не на рынке, чтобы по перспективности отдачу учитывать. Мне кажется, надо воспитывать этику малых дел. Есть хорошая русская поговорка: глаза боятся, а руки делают. Если кажется, какая невообразимая работа, что никак с ней не справиться, ты сделай хоть немножко. В православной традиции монашеской есть замечательный рассказ. Отец посылает сына обработать поле. Тот взял еды на несколько дней, пошел, а поле огромное. Потом отец приходит и видит, что ничего не сделано. Сын начинает жаловаться, что мне одному не справиться, а отец говорит: если бы ты обработал хотя бы участок размером с плащ, на котором ты лежишь, это уже было бы лучше, чем ничего.

- А как сызмала научить наших детей этике малых добрых дел? Наше общество никак не может решить, стоит ли преподавать в школах основы православной культуры...

- Я, конечно, за то, чтобы такой предмет появился в наших школах. Да, я знаю все эти аргументы - не все у нас православные, страна многонациональная... Но я со своей стороны еще бы усилил этот аргумент. У нас не просто многонациональная страна. У нас страна с меняющейся национальной картой, есть внутренняя миграция, когда народности, традиционно жившие в одном регионе России, начинают перемещаться в другие. Есть внешняя миграция - и не только из республик бывшего СССР, когда таджики или узбеки снимаются с мест и массово переселяются в Россию, но из дальнего зарубежья - скажем, китайцы. Наших новых соотечественников надо учить жить рядом с нами. Уроки православной культуры нужны еще и для этого. Различия между нашими народами прежде всего в культурных сценариях. Это термин современной социальной психологии. Есть в жизни определенные ситуации, и реакции на них считаются стандартными в разные эпохи и у разных культур. Вот типичный пример: в ХVII веке приезжает в Москву арабский путешественник - православный диакон. Он оставил очень интересные записки, в которых описывает много вещей. Например, его поразили московские рынки, где никто не торгуется. На Востоке если ты не торгуешься с продавцом, ты его обижаешь. А у нас культурный сценарий другой: «Я что, бедный самый, мне что, жалко копейку» и т.д. Люди по-разному ведут себя в ситуации радости, потери, болезни, войны... И очень важно, чтобы культурные сценарии, принятые у нас, которые, собственно, и составляют идентичность народа его истории, его целостность, передавались нашим новым соотечественникам. Ну, чтобы они не жгли свои мангалы с шашлыками в переходах московского метро. И пока они меньшинство, надо дать понять их детям культурный код нашей истории.

Задача преподавания православной культуры - не обратить их в православие, а сделать понятным, что для нас свято, дорого и почему. Где у нас болевые центры и что считается кощунством. Вот это очень важно понять. В отличие от некоторых других предметов основы православной культуры - это урок, на котором не доказывают, а объясняют. И тем самым он ближе к литературе, нежели к математике.

- А как вы относитесь к рекламе, которая также навязывает нам чуждые модели поведения?

- А у нас рекламируют не продукт, а стиль жизни. Те самые базовые реакции - когда кричать «вау!» Это совершенно определенная антропология. У каждого нормального человека такая реклама вызывает аллергическое чувство.

- Отец Андрей, тему одной из лекций, которые собираетесь читать в Твери, вы определили так: Россия глазами православного араба…

- Есть известное правило: ты никогда не сможешь понять дом, в котором ты живешь, если однажды не выйдешь и не посмотришь на него со стороны. Это касается и нашего национального дома. Да, взгляд со стороны бывает предвзятым, но и у нас есть своя собственная предвзятость. У каждого свои бельма на глазах. Но у разных людей в разных местах. И посторонний сможет увидеть то, что наша собственная катаракта нам увидеть не позволяет. Но, с другой стороны, очень интересно, а где у него его бельма?

Я расскажу один эпизод. Диакон Павел описывает всем известный праздник Вербное воскресенье. А во времена царя Алексея Михайловича считалось, что Москва не только третий Рим, но и новый Иерусалим тоже, а Кремль - прообраз небесного града, Иерусалима не земного, а небесного, - некая святыня. И вот крестный ход -он шел в Иерусалим. В этот день Христос на ослике въехал в Иерусалим… А у нас что происходило?

Патриарх должен был въехать в Кремль, как в образ Иеруслима. При этом все желательно сделать максимально по Евангелию. Христос ехал на ослике - стало быть, и патриарх должен ехать на ослике. Но возникают проблемы. Во-первых, в нашем климате с осликами напряженка. Но, скажем, для такого дела можно было бы импортировать ослика на один сезон. Но возникает другая проблема: почему-то есть некоторое различие в фигурах русских патриархов и фигурой Христа. К тому же если вспомнить, что на облачении патриарха Никона был целый пуд только речного жемчуга, то какой же ослик это выдержит? Поэтому патриарх ехал на лошади. Но к этой лошади догадливые москвичи привешивали ослиные уши, и она считалась осликом! Но это просто забавная зарисовка. А дальше у диакона Павла идут серьезные вещи. Дело в том, что во время этой процессии царь Алексей Михайлович вел нареченного ослика под уздцы. И патриарх каждый год платил царю за это по 100 рублей - огромные деньги по тем временам! Царь же эти деньги ни на что не тратил, никуда не передавал - он их каждый год складывал в шкатулку и говорил: это единственные деньги в моей жизни, которые я сам заработал, и я хочу быть похороненным именно на эти деньги. И таких эпизодов в воспоминаниях отца Павла огромное количество. Я считаю, что для любого человека эта лекция должна быть очень интересна, хотя название лекции -«Россия глазами православного араба» - может быть, скучное…

- Отец Андрей, чуждые нам религиозные учения, не говоря уже о сектах, ведут себя очень активно, стараются привлечь к себе как можно больше людей. И кажется, что РПЦ проигрывает в этой борьбе за прихожанина. Как повысить ее «конкурентоспособность», сделать более привлекательной для молодежи?

- Манипуляция людьми, тем более обман, конечно, невозможны. А то, что нужно создавать точки максимально открытого соприкосновения с миром людей, это факт. Очень важно, чтобы церковная жизнь вышла за рамки храма. Я считаю, что в храме менять ничего не надо. Но ведь существует прихрамовый дворик? Этот прихрамовый дворик и есть место поисков, ошибок, экспериментов…

Интервью вела Лидия ГАДЖИЕВА

23

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость