24 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Коллективный трактир

На сцене Тверского театра драмы показали антрепризный спектакль по пьесе Карло Гольдони «Трактирщица». В главных ролях - сплошь знаменитости: Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин, Виктор Раков, Георгий Мартиросьян

На сцене Тверского театра драмы показали антрепризный спектакль по пьесе Карло Гольдони «Трактирщица». В главных ролях - сплошь знаменитости: Татьяна Васильева, Валерий Гаркалин, Виктор Раков, Георгий Мартиросьян. На классическую комедию публика прибывала на джипах, троллейбусах, пешком. Перед театром за пятнадцать минут до начала спектакля образовалась изрядная толпа - лишних билетиков не было.

Из всего, что за свою жизнь написал Карло Гольдони (а это ни много ни мало более двухсот пятидесяти произведений), «Слуга двух господ», «Кофейная», «Кьоджинские перепалки» и «Трактирщица» - самые известные. Свои комедии Гольдони называл «коллективными», построенные по образцу итальянской комедии дель арте. Под пером драматурга они превратились в комедии нравов. Народу нравилось, тем более что все они были безусловно сценичны, а герои изъяснялись между собой на языке, на котором разговаривали на площади обыватели XVIII века. С этой точки зрения представленный тверской публике спектакль вполне соответствует классическим канонам площадного театра. Сюжет и персонажи тоже классические, язык - современный русский, почти простонародный.

Итак, действие происходит в гостинице. Занавеса нет - зритель, входя в зал, сразу же попадает в заведение. На сцене три конструкции, задрапированные занавесками, - это номера. Они в нужные моменты передвигаются, занавески открываются-закрываются. Из номеров на авансцену (она же коридор) выходят-выбегают герои, произносят монологи-диалоги. А за ними наблюдают зрители, в общем-то, такие же постояльцы гостиницы хитроумной Мирандолины (Татьяна Васильева).

Само начало спектакля выглядит почти импровизацией: в зале еще горит свет, а на сцене уже стоят граф Альбафьорита (Георгий Мартиросьян) и маркиз Форлипополи (Валерий Гаркалин) и обсуждают опоздавшего зрителя и, естественно, Мирандолину - предмет всеобщего обожания. Ею очарованы не только граф и маркиз, но и женоненавистник кавалер Рипафратта (Виктор Раков). А про гостиничного слугу Фабриццио (Владимир Мурашов) и говорить нечего: он влюблен в свою хозяйку просто без памяти.

Что героиня делает для этого? Собственно, ничего. «Искренность - единственное, что есть хорошего», - говорит Мирандолина. И она искренна. Если дарит ей граф серьги с бриллиантами, она не может их не принять - чтобы не обиделся. Васильева в роли Мирандолины естественна (как всегда) и непринужденна. Гаркалин просто летает на сцене и с легкостью произносит «левый» текст, не имеющий к сюжету никакого отношения. Во время поисков золотого флакона с мелиссовой водой он с горечью (от того, что принял его за бронзовый) кричит: «Как можно разбрасываться дорогими вещами… в заслуженном драмтеатре города Твери!» и через реплику партнера: «Нашли место!». Дружный смех в зале.

Смеяться, впрочем, на «Трактирщице» надо практически всегда. Это потом, выйдя на улицу, можно думать над тем, уместны ли вульгарные фразы, шутки ниже пояса, двусмысленные сцены и совсем уже современные жесты, о которых в середине XVIII столетия явно понятия не имели (я имею в виду тот, каким обычно посылают куда подальше). Но, помнится, на лекциях по стилистике и культуре речи преподаватель говорил нам, что Юз Алешковский может сколько угодно материться в своих текстах, потому что он - Юз Алешковский. Но и это будет только потом. Когда же две странствующие, без копейки в кармане, актрисы (Татьяна Кравченко и Ирина Луковская), поселяющиеся у Мирандолины, в конце первого акта с надрывом читают отрывки из «серебренновечных» Ахматовой, Цветаевой, Ольги Берггольц, становится одновременно и смешно, и грустно. Потому что говорят они о вечном: им любви не хватает: «Подари мне свидание в двадцатом столетье», «Мне нравится, что вы больны не мной…» Об этом, наверное, весь спектакль: всем героям хочется любви, а хозяйке трактира - в первую очередь. Она ее и находит. Счастливчиком оказывается не граф, не маркиз, не кавалер, а слуга Фабрицио.

- Если вдруг у вас случится что-то похожее, - обратилась к зрителю Татьяна Васильева в самом финале, - вспомните эту историю. Вспомните наш спектакль. Ну и меня…

Артистов долго не отпускали со сцены. Валерия Гаркалина за кулисами поймала восхищенная работница тверского театра: «Приезжайте к нам еще!» Когда ажиотаж спал, артисты спокойно вышли на улицу и расселись по автомобилям. Георгий Мартиросьян и Татьяна Васильева уехали на «фольксвагене», а остальные - на микроавтобусе.

Петр РУЧНИКОВ

32

Возврат к списку

Тверских детей с нетерпением ждут в лагерях
Считанные дни остаются до начала самых длинных каникул в году. В нашем регионе в загородных, дневных, палаточных лагерях (всего их 600 с лишним) отдохнут более 70 тыс. ребят. Губернатор Игорь Руденя поставил четкую задачу: летний сезон должен пройти на высоком, качественном уровне. Мелочей здесь нет и быть не может. Журналисты «ТЖ» выяснили, как идет подготовка к встрече детей.
24.05.201812:35
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость