10 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Памяти маэстро

На фестивале «Музыкальная осень в Твери» выступил Государственный академический оркестр России имени Евгения Светланова под управлением Марка Горенштейна. Концерт был посвящен памяти Мстислава Ростроповича и прошел в Тверском театре драмы.

На фестивале «Музыкальная осень в Твери» выступил Государственный академический оркестр России имени Евгения Светланова под управлением Марка Горенштейна. Концерт был посвящен памяти Мстислава Ростроповича и прошел в Тверском театре драмы.

Программа концерта, в который вошли сочинения Чайковского, была специально составлена для Мстислава Ростроповича: в последний месяц жизни маэстро оказывал большое внимание ГАСО и, по всей вероятности, приехал бы в Тверь и сыграл бы с оркестром свои любимые вариации на тему рококо для виолончели… Ведущий концерта Святослав Бэлза рассказал о том, что во всем мире Ростроповича называли просто Славой, ему посвящали свои произведения Прокофьев, Шостакович, Бриттен, который охарактеризовал Ростроповича так: сказать, что это просто невероятный человек, несправедливо, он может великолепно делать столько разных вещей! Перефразируя слова Сен-Санса, можно сказать, что Ростропович просто гений, который фантастически играл на виолончели.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ре мажор Чайковский посвятил профессору Московской консерватории Вильгельму Фитценгагену, который долгое время был едва ли не единственным их исполнителем, а на одном из концертов в присутствии Листа произвел настоящий фурор. На тверском концерте солировал молодой виолончелист Александр Бузлов, лауреат XIII Международного конкурса имени Чайковского, в каждой из восьми вариаций показывавший безупречную технику и ту легкость, какую и подразумевал сам композитор, трактовавший тему «рококо» именно как легкую радость. Впрочем, игра Александра Бузлова не была лишена элементов галантности, что в сочетании с оркестром, умело руководимым Марком Горенштейном, создавало очевидный симфонический эффект, хотя вариации относят к концертным произведениям.

Надо, впрочем, сказать, что началось первое отделение с другого сочинения Чайковского – музыки к весенней сказке Островского «Снегурочка». ГАСО исполнил три пьесы из девятнадцати написанных номеров: «Интродукция», «Мелодрама», «Пляска скоморохов». Чайковский был дружен с Остров­ским и считал это сочинение своим любимым детищем. Оно было написано за три недели, без всякого усилия – текст Островского очень нравился композитору, считавшему, что в музыке должно быть заметно «радостное, весеннее настроение», которым он был тогда проникнут и которым пронизана пьеса Островского. Самому писателю музыка к «Снегурочке» нравилась больше, чем оперы Римского-Корсакова. Во втором отделении ГАСО исполнил Симфонию № 5 ми минор, премьера которой прошла в Петербурге в 1888 году под управлением самого Чайковского. Мощное, мрачное вступление первой части оказалось в трактовке ГАСО зарифмованным с финалом симфонии. Цельность всего произведения обеспечила выверенность звучания – почти как на пластинке, и это вполне положительная характеристика. Марк Горенштейн на пресс-конференции перед концертом сказал, что не бывает плохой музыки, бывают плохие исполнители. Обе части представленной в Твери программы эту мысль удачно иллюстрировали, потому как к исполнению Чайковского оркестром имени Светланова было практически не придраться.

В афише фестиваля «Музыкальная осень в Твери» осталось два концерта. Завтра в филармонии пройдет авторский вечер Андрея Дементьева «Когда я возвращаюсь в Тверь», а в воскресенье камерный оркестр «Российская камерата» и Владимир Астраханцев (скрипка) исполнят самое популярное произведение Антонио Вивальди «Времена года».

Евгений ПЕТРЕНКО

22
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость