27 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Роман Виктюк показал в Твери «Саломею»

В Твери, в Театре для детей и молодежи, Роман Виктюк впервые после долгого перерыва показал свой спектакль

В Твери, в Театре для детей и молодежи, Роман Виктюк впервые после долгого перерыва показал свой спектакль. Пока многочисленные зрители смотрели «Саломею» Оскара Уайльда, Роман Григорьевич встретился с тверскими журналистами и рассказал много интересного.

О «Саломее»

- В начале века Евреинов, работавший в театре Веры Комиссаржевской, хотел ставить этот спектакль, и уже было все подготовлено к премьере, но синод запретил. После революции его поставил Таиров. Когда я подумал о том, что нужно вернуться к этой теме, понял, что просто сам текст, историю, наверное, сегодня, ставить неактуально. Мне неинтересно заниматься воспроизведением событий. Гораздо важнее показать, как родилась эта пьеса у Оскара Уайльда, каковы были его внутренние мотивы, что произошло с ним, когда он два года провел в тюрьме, что случилось с тем Бози, из-за которого он туда попал. Драма ведь началась с перевода пьесы: Уайльд написал ее на французском языке, Бози сделал перевод на английский. И писатель посмел сделать ему замечание…

Вы знаете, есть текст написанный, и есть другой текст, существующий вокруг него, тот воздух, из которого текст возник. Он и позволяет восстановить первоначальное, сакральное, то, из чего все возникло. Материалы судебного процесса, предыстория, история, текст времени - все это вошло в этот спектакль. И тогда встала вторая проблема. Если бы Оскар Уайльд мог бы вернуться, ему, конечно, было бы интересно посмотреть мой спектакль, потому что он в тюрьме так и не понял, как Бози, обладая таким поэтическим внешним обликом, мог быть таким жестоким, злым предателем. Уайльд так и не смог разрешить этот вопрос. Поэтому роль Ирода, мне показалось, будет правильным отдать самому автору. А чтобы найти возможность постичь Бози, роль Саломеи отдана ему. И в спектакле Бози предстает в двух ипостасях - как Саломея, и как он сам, человек, подталкивающий Уайльда к предательству, как воплощение черной энергии, которой сопротивлялся Оскар. Потому что он в конце концов пришел к пониманию Христа.

Когда я был в Париже на могиле Оскара Уайльда, поразился памятнику. Это своеобразный сфинкс, мудрый, стоящий на громадном постаменте. В нем есть тайна, которую невозможно постичь. Вечность памятники ставит не тем, кого любят, а тем, кто любит. Подойдя к серому постаменту, я был потрясен - увидел тысячи лепестков роз на нем. Я оторопел: как это может быть? Но когда подошел ближе, увидел, что это следы губной помады, это те поцелуи, которые оставляет ему Вечность.

О Твери

- Я удивлен, что город так разросся. Улицу, на которой я жил, я, конечно, никогда не найду. Это бесполезно, даже названия ее не помню. Помню, что надо мной жил главный редактор «Калининской правды».

В этот город приезжали люди, за которыми следили. Юлик Ким (мы придумали, что он будет Михайлов) писал здесь музыку, его песни звучали в спектаклях. Приезжал Окуджава. Потом он мне говорил: «Я гостил в разных домах, видел разные возможности поесть, но то, что было в Калинине, не было никогда в жизни». Вместо тарелок мы использовали газетки, которые были сорваны с окна и заменяли мне шторы. Не вру! Селедку мы разложили прямо на этом. Вилки я выпросил наверху у жены главного редактора. Была водка, и Окуджава пел всю ночь песни.

Поверьте, в этом зале ТЮЗа сидел Мастроянни со всей съемочной группой. После спектакля «Коварство и любовь» он бегал и кричал, что этот режиссер «Дженио». Я тогда не понимал - думал, что это Женя, и говорил «Роман», а это, оказалось, значит «гений». Мастроянни написал в обычной тетрадке за две копейки удивительный отзыв о спектакле. Его забрали, конечно: на следующее утро этого текста не стало. Обком решил - раз капиталист хвалит постановку, значит там есть «неконтролируемые ассоциации». Какие? Я этот вопрос задаю себе и ответить на него не могу. Тогда, надо сказать, зал был всегда переполнен, и это злило партийное руководство.

…В один день со мной подали заявления об уходе тридцать человек. Это были замечательные ребята, которые не предали этого театра.

О театре

- За годы существования цивилизации возникли фантомы денег, зла, слово потеряло свою первородность. Оно стало ширмой, защитой, и очень редко в слове люди передают друг другу, как в молитве, истину. Такого почти не бывает. И только в молчании, пластике, в смехе это возможно. Самое сложное - найти в пространстве сцены, тот воздух, в котором начинает вибрировать подлинная энергия человека. В Твери это умеет делать Лариса Лелянова, и я рад, что калининский ТЮЗ благодаря ей возродился…

В «Известиях» я как-то написал, что психологический театр умер, и надо иметь смелость признаться себе, что сегодня путь этот уже пройден. Психология - это земля, а то, что на ней вырастает, имеет массу совершенно разных философских определений.

Записал Евгений ПЕТРЕНКО

33

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость