12 Декабря 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Тихий ужас

На Первом канале продолжают показывать телеэпопею Сергея Бондарчука «Тихий Дон». Уже после первой серии она вызвала, мягко говоря, не самые положительные отзывы зрителей, даже несмотря на то, что начало сериала избавили от рекламы.

На Первом канале продолжают показывать телеэпопею Сергея Бондарчука «Тихий Дон». Уже после первой серии она вызвала, мягко говоря, не самые положительные отзывы зрителей, даже несмотря на то, что начало сериала избавили от рекламы.

Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» был особенно близок советскому зрителю. Даже те, кто не читал многостраничную книгу, были прекрасно знакомы с героями по экранизации Сергея Герасимова, в которой оказались аккумулированы основные кинематографические и жизненные посылы, связанные с отношениями между людьми на переломном этапе российской истории. В массовом сознании актеры Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Элина Быстрицкая оказались эталонными исполнителями, воплотившими на экране героев «Тихого Дона».

Фильм Бондарчука ждали с особенным нетерпением – превзошел ли мэтр мэтра, или нет. Интриговало также участие в фильме звезд мирового кино. Это было отдельно оговорено в контракте, это стало главной темой в спорах о фильме, который снимался режиссером по голливудским стандартам и который должен был перерасти только лишь российский уровень.

Однако импортно-экспортный вариант «Тихого Дона» после первой серии вызвал недоумение. «Наш фильм был лучше!» – мне не раз приходилось слышать такое мнение о работе Бондарчука. То есть народ, о котором, собственно, и писал Шолохов, не воспринимает или не хочет воспринимать новый фильм как отечественный продукт и все время кивает на классическую герасимовскую экранизацию романа. По привычке, потому что знает ее практически наизусть.

Главные, а значит, знаковые роли в новой версии исполняют Руперт Эверетт, Дельфин Форест, Мюррей Абрахам. К ним предъявляют главные претензии: что, мол, казаки из них никакие и что не смогли они передать загадочной и вольной казачьей души. (Но тогда надо всех русских актеров, играющих иностранцев, дисквалифицировать за национальную недостоверность.) А этого-то как раз, кажется, и ждали. Но не стоит забывать о том, что оскароносец Сергей Бондарчук ориентировался прежде всего на западный кинорынок, где о казачьей душе, равно как и о русской, имеют весьма смутное представление. Поэтому важным по большому счету оказывается картинка. Это почувствовал еще Никита Михалков и снял интернациональный «Сибирский цирюльник», критикуя который рецензенты сломали немало копий. (Сравнение с «Цирюльником» возникает еще и потому, что Михалков в «Тихом Доне» читает закадровый текст.)

Впрочем, говорить, наверное, надо о другом. Исполнителям недостает страстности – очевидно, даже несмотря на то, что играют они в мелодраме, выделенной из всего многослойного, многоуровневого романа Шолохова. Также заметно и другое. Как только Руперт Эверетт, играющий Григория, впервые появился в кадре, на его челе отчетливо читался «английский сплин», который не исчезал даже в самых жарких эпизодах.

Дельфин Форест хоть и красавица во всех отношениях, но даже жгучий цвет волос не избавляет ее Аксинью (как и Григория) от некоторой анемичности. Хочется воскликнуть, как Станиславский: «Не верю!», глядя, как она управляется с коромыслом, на котором, возвращаясь с Дона, несет… пустые (или полупустые?) ведра. А вода-то, спрашивается, где? Нет воды, как нет в героине отчаянной жизнестойкости, совершенно не чувствуется, что много пришлось ей испытать на своем веку начиная с 16 лет (кто помнит роман, тот поймет).

Чем дальше смотришь фильм, тем больше и больше понимаешь, что «Тихий Дон» постепенно превращается в «Тихий ужас», в совершеннейший лубок или комикс – такие сравнения чаще всего можно встретить в рецензиях на самую долго-жданную телепремьеру года. Красивая картинка сменяется другой красивой картинкой – не более. «Г» фрикативные, которые старательно выговаривают русские артисты, дублирующие главных героев, невольно вызывают смешки. А слышать из уст Руперта Эверетта южное «шо», которого, если фильм покажут на Западе, не будет и в помине?

Любой критический отзыв неизбежно ведет к тому, что интерес к критикуемому повышается. К тому же фильм Сергея Бондарчука нельзя совершенно лишать комплиментов – новое прочтение, даже такое, какое мы видим теперь на телеэкране, потому и новое, что идет дальше устоявшейся привычной традиции, ломает ее. Это как с классической постановкой «Евгения Онегина» Чайковского 1944 года: не покажи сейчас в опере знаменитый малиновый берет, упреков не оберешься. Единственное, что можно сказать: «Тихий Дон», законченный Федором Бондарчуком, провоцирует на разговор. И не только о фильме, но и о романе, за который Шолохов получил Нобелевскую премию. Неважно в таком случае, кто снимал фильм, кто в нем снимался и как он сделан, как неважно и то, действительно ли «Тихий Дон» написал Михаил Шолохов.

Петр РУЧНИКОВ

40
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость