20 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

В режиме реальности

В воскресенье международный фестиваль документального кино «Киноглаз» завершил свою работу. Пожалуй, это первый за последние годы культурный проект такого масштаба, проходивший в областном центре

В воскресенье международный фестиваль документального кино «Киноглаз» завершил свою работу. Пожалуй, это первый за последние годы культурный проект такого масштаба, проходивший в областном центре. Четыре дня на двух площадках проходили просмотры лучших лент, созданных режиссерами из сорока стран мира за последние три года. Мастера документального кино могли пообщаться друг с другом во время творческих семинаров и мастер-классов. Если учесть, что в Тверь на фестиваль приехали такие «зубры» документалистики, как Марина Голдовская, Виталий Манский, то становится ясен интерес профессионалов к этому событию.

Многие режиссеры, представившие свои работы, достаточно молоды. Они только начинают путь в искусстве и возможность творческого общения, обмена опытом не менее важна для них, чем победа. Кроме всего прочего, фестиваль - это шанс продать картину и, возможно, найти новые заказы. Вообще кинематограф - очень прибыльное дело. Не случайно ежегодно в мире проходит около 200 фестивалей документальных фильмов.

Кино как товар

Кино в Западной Европе и в Америке давно стало индустрией. Поэтому неизменным участником создания ленты там является продюсер - человек, чьими усилиями обеспечивается финансовая составляющая проекта. Наши документалисты часто обходятся без этой персоны, в чем легко убеждаешься, просматривая программу показа конкурсных фильмов. В анонсах картин российских авторов продюсеров нет вовсе, а у конкурсантов из-за рубежа продюсер значится сразу после режиссера. Среди участников фестиваля было несколько выпускников ВГИКа, перебравшихся на жительство за рубеж. Одна из них - Юлия Иванова, автор фильма «Мне нужна женщина» - работает в Канаде. По ее словам, продюсер порой оказывает не меньшее, а даже большее влияние на судьбу картины, чем режиссер. Последний же пребывает в бесправном положении и вынужден кромсать фильм, вопреки собственным творческим устремлениям, уступая требованиям финансового босса, чтобы картина вообще могла увидеть свет. Кстати, и авторские права после ее создания остаются у него. Однако, по ее же признанию, это вполне оправдано: опытный продюсер знает, что нужно зрителю и за что телеканал готов заплатить деньги. Суммы авторских вознаграждений не слишком велики: документалисты в отличие от своих коллег по игровому кино не жируют, всячески стараясь уменьшить статьи расходов на производство фильма. Например, везут отснятый материал на монтаж и озвучание в Россию, где это стоит гораздо дешевле. Или режиссер берет камеру и снимает фильм самостоятельно.

Впрочем, практика совмещения функций режиссера и оператора существует и в России. Член жюри «Киноглаза» Виталий Манский прошел почти все ступени кинопроизводства от оператора и режиссера до продюсера и считает, что в документалистике будущее за режоперами (режиссер-оператор).

Кино как искусство

Искусство документального кино, эстетику которого в двадцатые годы прошлого века воспевал Дзига Вертов, из кинотеатров переместилось на телевизионные экраны. И этот, казалось бы, незначительный технический момент сильнейшим образом отразился на языке документального кино, низведя его чуть ли не до уровня информационного репортажа. Только в последние годы в сетке нашего телевещания увеличивается время, отведенное самостоятельным документальным проектам. Но это нечто среднее между телевизионной программой и документальным кино. Затрагивая актуальные темы, до художественного обобщения они все же не поднимаются.

В Европе 40 процентов телеэфира отдано информационной кинодокументалистике. Там созданы специальные государственные программы для ее поддержки. Популярно документальное кино и в Америке. Очевидно, что люди хотят видеть на экране отражение реальной, а не выдуманной и не приукрашенной жизни. И они ее находят, благодаря возможности режиссеров говорить то, о чем они думают. Фильм американского режиссера Майкла Мура «Фаренгейт 9\11» лучшее тому подтверждение.

Кстати, в Канаде, как и в странах Старого света, документальное кино очень сильно востребовано в обществе. Существуют даже специальные каналы, отданные исключительно под документалистику. Единственный государственный канал страны кленового листа имеет бюджетные финансовые средства, чтобы заказывать реальное кино режиссерам или покупать готовые ленты. Благодаря этому зритель каждый год видит по 120 новых документальных фильмов на самые разные темы.

Чего хочет зритель

К сожалению, фестивальные кинопоказы в Твери прошли фактически при пустых залах. Провинциальный зритель проигнорировал настоящее кино, сделанное добротно и профессионально. Возможно, этот факт объясняется тем отношением, которое выработалось в сознании людей еще в советские времена, когда документальный кинематограф за редким исключением выполнял роль «агитатора и прапогандиста».

Сегодня зрители, насытившись зарубежными телесериалами, захотели посмотреть на страдание отечественных киногероев, но еще интереснее оказалось отражение реальной жизни реальных людей и желательно в режиме реального времени. Реалти-шоу бьют рейтинги самых дорогих голливудских блок-бастеров. Наивно полагать, что обыватель, прикормленный тележвачкой, оторвется от телеэкрана и побежит в кинотеатр смотреть проблемные фильмы, над которыми надо думать, размышлять, сопереживать. Когда в Твери начнет действовать в полную силу кинорынок - а организаторы фестиваля обещали это сделать на следующий год - вот тогда, пожалуй, залы будут заполнены профессионалами-прокатчиками, которые отберут лучшие фильмы и покажут их перед многомиллионной аудиторией по телеканалам.

Андрей ВОРОБЬЕВ

7

Возврат к списку

В Тверской области прошел ежегодный усадебный праздник "Сиреневое Домотканово"
В залах усадебного дома были представлены подлинные работы Валентина Серова – живописный эскиз к картине "Русалка" и графические работы из фондов Тверской областной картинной галереи.
20.05.201811:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость