16 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Как учиться в двадцать первом веке?

В Тверской области 985 общеобразовательных учреждений, в которых обучается примерно 160 тысяч детей. Из общего количества школ 741 (это 75 процентов) - сельские. На их долю приходится всего 24 процента учащихся

В Тверской области 985 общеобразовательных учреждений, в которых обучается примерно 160 тысяч детей. Из общего количества школ 741 (это 75 процентов) - сельские. На их долю приходится всего 24 процента учащихся. Сто семнадцать сельских школ совсем маленькие, малокомплектные. В каждой из них обучается менее десяти человек, а средняя наполняемость такой мини-школы всего 4,2 ученика.

Казалось бы, маленькая школа дает преимущества своим питомцам. Обучение здесь фактически индивидуальное, каждый школьник на виду. Учитель имеет возможность ежедневно проверить, как было выполнено домашнее задание, и терпеливо объяснить новую тему. Но на деле все обстоит по-иному, и достоинства оборачиваются недостатками. Крохотные школы не дают полноценного образования, соответствующего нашему времени. Они плохо оснащены технически, многие из них - это просто деревянные дома, отапливаемые печками, не только без актового и спортивного залов, а также столовой, но и без водопровода и канализации. Говорить о компьютерах не приходится вообще, как и о подключении малокомплектных школ к сети Интернет, без которого, как уже всем понятно, немыслимо современное образование. О качестве образования в таких школах можно судить по крайне малому числу медалистов. Медалистов в области достаточно много, но благородные металлы увенчивают в основном городских учеников. Селянам награды достаются, увы, крайне редко. Другая беда - ученик крохотной школы не получает необходимых навыков жизни в коллективе. Круг его общения крайне узок. Изо дня в день он видит нескольких товарищей по учебе и двух-трех педагогов. Очень немного шансов, что такой ребенок вырастет открытым человеком, готовым к познанию окружающего мира.

И еще одна цифра. По прогнозам в 2005 году школ-малокомплеток в области станет еще на двадцать больше. Это большая проблема, которую всерьез намерена решать власть областная в союзе с муниципальной.

На прошедшем в минувшую среду совещании глав муниципальных образований при губернаторе области состоялось широкое обсуждение этой важной темы. Важной, сложной и деликатной одновременно, как признали многие выступавшие. В повестке дня тема была заявлена как «Проблемы и перспективы оптимизации сети общеобразовательных школ». Выступавший с основным докладом заместитель губернатора Султан Ахмеров заявил, что главная стратегическая цель планируемого процесса - это повышение доступности и качества образования. Никто не ставит целью просто избавиться от нескольких сельских школ. Оптимизация ни в коем случае не должна сводиться к закрытию малокомплектных школ, хотя без этого обойтись вряд ли удастся. Но там, где школы все-таки придется закрывать, должна быть внятная альтернатива обучению детей в другой школе.

Как всегда, многое упирается в деньги. Ясно, что их больше не станет, разве что с учетом инфляции. А размазывать небогатый бюджет тонким слоем по всему бутерброду смысла нет. Будем откровенны: никогда в мини-школе не будет компьютерного класса, спортивного зала, хорошей библиотеки. Отчего же их ученики должны учиться по старинке? Областная власть предлагает выход :надо выделить ряд опорных школ и развивать их на достойном уровне. Учащихся же из окрестных населенных пунктов подвозить к месту учебы на автобусах. Для этого областная администрация уже провела тендер на закупку транспорта и намерена уделять подвозу детей к месту учебы самое серьезное внимание. Одновременно надо проводить разъяснительную работу среди родителей, убеждая их, что без хорошего образования ребенок не имеет шансов занять достойное место в обществе.

Вопросы организации системы образования находятся в ведении местного самоуправления. Как поступит муниципальная власть? Решать на местах. Областная власть недвусмысленно дала понять, что будет рублем поощрять тех, кто намерен превратить школы в учебные комплексы ХХI века. Похоже, что пока что отношение к нововведению далеко от единодушного одобрения. На совещании прозвучали разные точки зрения. Михаил Шибанов, глава Бежецкого района, в числе сторонников реформы. Он сообщил, что с 1 сентября в районе на 4 школы - две основные и две начальные - станет меньше, что даст экономию в 720 тысяч бюджетных средств. Закрытие обсуждалось на сходах граждан и 70 процентов населения поддержали идею. В районе готовы закрыть еще 6 школ, если удастся организовать подвоз детей. По словам бежецкого главы, из 10 готовящихся к закрытию школ четыре деревянные, постройки еще ХIХ века. Это легковозгораемые постройки, продолжать их эксплуатацию опасно для здоровья и жизни детей. Михаил Александрович обратил внимание еще на один аспект проблемы - это пришкольные интернаты, в которых дети проводят по пять дней в неделю. Если четко организовать подвоз, то интернаты не нужны, и дети постоянно будут жить дома. Освободившиеся школы в Бежецком районе планируют переоборудовать под социальные учреждения для пожилых граждан и жилье. А всему школьному персоналу здесь гарантируют полное трудоустройство.

Удомельский глава Александр Кушнарев был не столь оптимистичен. В районе завершена операция «Школьный автобус», и, как считает Александр Леонидович, экономия от подвоза детей мнимая. Ведь транспорт надо содержать, покупать горючее, чистить и посыпать дороги. А после закрытия в селе школы люди, как правило, уезжают. На что коллеги возразили ему, что чистить дороги надо в любом случае, это прямая обязанность власти, а люди не уедут оттуда, где есть интересная, хорошо оплачиваемая работа. В ином случае никого и школой не удержишь.

Ясно, что вопрос оптимизации сети школ очень непрост и требует тщательного рассмотрения в каждом конкретном случае. Как подчеркнул губернатор Дмитрий Зеленин, надо персонально подходить к его решению в каждой деревне, в каждом селе. Но дело даже не в экономии средств. Важно решить, чем руководствоваться. Во главу угла надо ставить интересы ребенка, а он должен получить качественное образование. Иного пути нет.

Марина ШАНДАРОВА

23

Возврат к списку

Тверской губернатор поделился региональным опытом перехода на "цифру" на совещании в Кремле
Игорь Руденя на заседании Правительства РФ озвучил предложения по обеспечению доступа к цифровому ТВ в многоквартирных домах. 15 ноября на заседании Правительства России Игорь Руденя принял участие в обсуждении вопроса о переходе регионов на цифровой формат телевещания.
15.11.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость