26 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Почему мои стихи не печатаются?

Ах, люблю я поэтов… Нет, это не только цитата из Есенина, но и сугубо личное. И вправду люблю. Ну хотя бы за то, что они, как сказал в той же строке Сергей Александрович, забавный народ

Ах, люблю я поэтов… Нет, это не только цитата из Есенина, но и сугубо личное. И вправду люблю. Ну хотя бы за то, что они, как сказал в той же строке Сергей Александрович, забавный народ.

Забавный, то есть интересный и тем самым заслуживающий уважения. А разве не достоин уважения человек, который вместо вполне понятного стакана или творит что-то, или хотя бы пытается делать это, вглядываясь не в потолок, а в окружающий мир и самого себя? К счастью, таких людей немало, о чем свидетельствует редакционная папка. Что касается тех, чьи стихи действительно являются поэзией, то тут приходится сожалеть о дефиците газетного места и благодарить этих людей за их терпеливое ожидание своих имен на наших страницах. Относительно же остальных прежде всего повторюсь: это замечательно, что душа тянется к высокому и светлому. Не все получается? Отвечу так: это не вина, а нечто вроде болезни роста, при которой восторг близких и знакомых (а как часто авторы ссылаются именно на такие «рецензии») воспринимается как достижение всех вершин при фактическом пребывании у «подножья» поэзии. Именно таким людям и адресован этот разговор, цель которого - помочь в реальном восхождении, а заодно и ответить на их часто звучащий вопрос: почему мои стихи не печатаются?

Начну с самого распространенного, взяв наугад с десяток стихотворений из, увы, весьма объемной папки с надписью «Корзина». Читаю окончания некоторых якобы срифмованных строк: с утра - не спеша, люди - бури, принесу - свою, подниму - живу, суеты - любви, хлеба - света…Прямо скажу, не каждому из создателей таких «рифм» удается доказать, что «вода» и «пора», хоть и заканчиваются на «а», но явно не рифмуются, как и незнайкина «палка - селедка». Не всегда успешны и попытки убедить кого-то в том, что, например, «когда - никогда» или «всегда - навсегда» - это рифма, но не поэзия, в которой имя создается напряженным поиском новизны, а не штампами.

Кстати, о штампах. В той же папке очень много стихов о любви к Отчизне и к своему родному уголку. Чаще всего, увидев в стихотворении слово «Россия», заранее настраиваюсь на то, что рифмой к нему наверняка будет что-то «синее», а строки будут заполнены ширью рек, простором полей, необъятным небом, непременным жаворонком в нем и счастьем жизни в такой стране, лучше которой, конечно же, нету… Впрочем, каждый раз настраиваюсь и на «а вдруг», рассчитывая на что-то еще никем не сказанное. Пока что таких открытий, к сожалению, не наблюдалось, а вот давным-давно известного предостаточно. Как предостаточно и стихов, в которых, например, родное село автора не отличимо от тысяч других: изба, где прошло детство, речушка, лесок за нею, а перед ней лужок - вот и вся малая родина. Да хорошо еще, что хоть небо-то над нею солнечное («как в детстве»), а то некоторые авторы присылают целые подборки, от которых, прямо скажу, рука к валидолу невольно тянется. Одно стихотворение - о покосившемся заборе, другое - о давно заброшенных избах, третье - об одинокой старушке, четвертое - о рухнувшем сарае и заросшем бурьяном огороде. В итоге, мрак, вопрос к читателю: «Для вас открытие?», а заодно вопрос и к автору, приезжающему в свое село, чтобы повздыхать и повозмущаться «этими демократами»: «А может, здесь все так потому, что не только вы бросили это местечко на произвол судьбы, предпочтя другое солнышко?..»

Еще несколько стихов и еще несколько причин их пребывания в уже известной папке. Начну с текста песни, посвященной памяти Михаила Круга. Да, в нем искренняя любовь к нашему земляку, стремление представить его вновь прогуливающимся по родной Твери и поющим о себе и о нас с вами. Конечно же, текст «а-ля Круг» тут оправдан, да и чисто «внешне» он воспринимается как написанный вполне профессионально, но… Начну с того, что герой, прогуливаясь «улочками да переулочками», вдруг обнаруживает во дворах Твери «пересмешников» (?), поющих «под тальяночку», что сразу же порождает вопрос насчет адресочка, где нынче не «Панасоники» ревут, а звучит гармонь, ставшая редкостью даже на деревне. Далее еще более настораживающее: человек-то этот то пивком балуется, то водочкой, а наутро у него «ах, голова разболелася, сухачок в душе» и таких деньков у него с кумом «немерено». Ну как тут не заметить, что Михаил Круг, конечно же, не был ярым трезвенником, но и в злоупотреблениях не замечался, а любил он не посиделки в Твери, а саму Тверь, потому-то вся Россия сегодня и знает, что такое Трехсвятская или Новоторжская. И наконец строка «Будет жизнь казаться белой лебедочкой», заставившая покопаться в словарях, подтвердивших, что лебедочка - это от названия подъемного механизма, а белая красавица-птица, которая автором и имеется в виду, любовно лебедушкой называется.

Не случайно именно этому тексту уделено столько внимания, поскольку в нем сфокусированы сразу несколько типичных явлений: за внешней красивостью - отсутствие логики, за подражательством - забвение своего «я», в чем-то непродуманность, а в чем-то и явные не лады с теми же словарями русского языка. А чтобы не быть голословным, процитирую других авторов: «кричащие звери в хлеву», «струятся жизни берега», «крыльцо скрипучее на нем (на доме - В.Н.)», «звезды гаснут, бегут облака…» Надо ли пояснять, что в хлеву пребывают не звери, а животные, которые не кричат, а мычат; что струятся не берега, а реки, крыльцо дома не крыша, а потому не может пребывать «на нем», а облака по небу вовсе не бегают, а летят или плывут, что, кстати, тоже относится к тем самым штампам. Что делать, например, в последнем случае, а заодно и с «дорогой», которая, конечно же, «вьется лентой», с «голубой бездной неба» или со строкой «не отрекайся от любви», известной всем, как «не отрекаются, любя» Вероники Тушновой? Прежде чем ответить, процитирую одного из авторов: «Стихи прут - не успеваю записывать, а тем более запятые какие-то расставлять», заметив, что отсутствие в его стихах запятых - самый мелкий из недостатков. А теперь и ответ, который, наверное, уже ясен - не бегло записывать «прущее», а кропотливо создавать из него поэзию, на мир непросто смотреть, а пристально вглядываться через микроскоп своей души, творить именно свое, не пересказывая чье-то, а заодно и вдумчиво вчитываться в это «чье-то», чтобы и учиться, и отыскивать невысказанное еще никем.

Вот и эти вовсе не поэтические строки родились далеко не сразу, а после долгих раздумий, да и, признаюсь, шлифовки тех стихов, которые можно, как говориться, спасти, чтобы их публикацией доставить радость и авторам, и читателям, и себе. Да и для нас стихи, которые действительно получились, - это маленький праздник. С тем и открываю очередной конверт, заранее благодаря его отправителя за творчество, но и будучи готовым сказать: «Не отчаивайтесь, если сегодня эти стихи не подойдут для печати. Помните, что душа, как сказал поэт, «обязана трудиться, а на ошибках действительно учатся». И это, наверное, главное в ответе на вопрос: а что делать, если?..

Владимир НЕУГОДОВ

47

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя подписал важные для региона соглашения
Сегодня в Северной столице завершает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2018-м он объединил 15 тыс. человек из более чем 100 стран мира, включая чиновников высшего уровня и руководителей огромных корпораций.
25.05.201822:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость