22 Сентября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Иго Мое благо, и бремя Мое легко

Тонкие черты лица, умный взгляд темных глаз. И голос, взыскующий высоты. Поразительны старательность, бережность, истовость службы. Только так, великим духовным напряжением, и можно увлечь отяжелевшие от греха души наши к очищению. Хотя бы на малые светлые молитвенные минуты. А что знаем мы, обывательски незрячие, о своем храмовом батюшке?

Не о внешних подробностях мирской жизни – о его пути к Богу? Исканиях, обретениях, прозрении? Спасибо, протоиерей Петр Дубяго, настоятель храма Рождества Христова, что в Рыбаках, согласился на наш разговор. Но прежде несколько штрихов к портрету.

В одиночестве зреет дух

Рожден он в Стране Советов в год ее 50-летия. В первый класс пошел в семьдесят третьем. И уже тогда он был другой. В доме из материнских уст, в церкви из уст священника он слышал и начинал понимать смысл великих христианских истин. Теперь и сам он знает: это была непринуждаемая и оттого притягательная сила Слова Божия.

Вспомним, однако, те времена. Безбожные времена. Для верующих старушек отрок в храме был что ангел. Они внуков своих дома корили, мол, вон Петя ходит в церкву, а ты… Внуки эту новость подхватывали. Дразнили всяко – полбеды. Как непохожего, били. Жестоко, стаей. Что вынесло материнское сердце, трудно и представить. Она лишь молилась и утешала дитя как могла. Он рос. По сути, в одиночестве, с книгами. После школы мечтал уйти в церковь. Но время свободы совести еще не пришло. План по направлению в ПТУ школа выполнила и за счет Петра. Получился отличный повар. Жизнь обретала устойчивость. Ведь из родного Солнечногорска он уезжал учиться в Клин, где никто не знал о его тайне… Потом стране понадобился пограничник. Служил со студентами элитных технических вузов, которые и сами были в чем-то инакомыслящими.

Тысячелетие крещения Руси, год 1988-й. Жизнь Церкви становится более открытой, понимаемой обществом. В это время Петр в храме Святого Тихона помогает протоиерею Анатолию Фролову. Он отлично знает Закон Божий, молитвы, сам строй службы. Вскоре здесь же организовался Молодежный православный центр. За юношей, познавшим истоки веры, сверстники, говорят, ходили толпами. Из того круга вышли и они, молодые священнослужители наших дней. Парадокс – но именно перестройка с ее вольностью помогла многим и многим обрести духовную опору, открыть в себе христианина. И сегодня наш батюшка Петр уверен: звездный час его жизни – учеба в духовной семинарии и академии. Ему двадцать три. Ближайшие восемь лет Петр проводит в Троице-Сергиевой лавре. Это сугубое становление духовной личности – и самое смутное, обманное время… Первая же стипендия в пятьдесят советских рублей. Приобретен красивой работы серебряный крестик, тот, что и поныне у него хранится. По меркам житейским батюшка годится прихожанам кому в сыновья, а кому во внуки. Но такова уж Россия наша – на его становление выпали хаос безвременья, слом и смута. Отец Петр и поныне уверен: добавь к советскому строю духовный строй – получилось бы сильное, умное, действительно гуманное государство. И этот шанс нами, кажется, упущен. Об одном можно говорить определенно: благодарение Богу, обошлось без гражданской войны. Власти, как водится, в самые трудные времена перестают преследовать верующих и саму Церковь. Помните, тысячные-миллионные крестные ходы сопровождали перенесение мощей Серафима Саровского? А закладка храма Христа Спасителя! Там среди счастливо молящихся мы, наверное, видели и вдохновенное лицо певчего патриаршия хора – Петра. В Твери отец Петр не иначе по промыслу Божьему. За год до окончания академии, в девяносто восьмом, Петр обрел в жены Елену, дочь отца Валерия, чьими подвижническими трудами возрождаются храмы в Завидове. Владыка Виктор предложил молодому священнику подвизаться в Вознесенском соборе. А с 2000 года, с приходом отца Петра, начинает трудное возрождение один из старинных храмов нашего города – Рождества Христова в Рыбаках. При этом в Завидове регент, матушка Елена, она же руководитель воскресно-православной школы, всегда рассчитывает на поддержку и помощь супруга. Словом, из Твери душа его зовет в Завидово, в Завидове – дума о своем храме и своем приходе. Такой души на все хватает. О своем же благосостоянии ему и помыслить недосуг. Ведь нет у священника ни смен, ни выходных. И, уверен отец Петр, одному священнику ничего не удастся сделать. Только с миром, с приходом своим. И слава Богу, что его возглавляет ныне человек дела и кристальной совести – Владимир Антонович Суслов. Ведь Церковь сама, она не прибежище служителя. Она вечна и принадлежит всем нам, будущему поколению и народу. Священник же часто выступает в трех ипостасях, любит пошутить отец Петр, – он прораб, дворник и проситель Христа ради на возрождение и благоустройство храма.

Но радость внутри нас неизбывна

– Отец Петр, в чем особенность современного пастырского служения?

– Оно вне времен. Господь вверяет нам служение, как ранее вверял апостолам. Донести до человека слово Божие и тем изменить его духовно. Чтобы он не богаче – но лучше становился.

– А что значит лучше?

– Духовно-нравственно возвышен, приобщен, направлен к добру. Жить в состоянии совести – значит сознательно избегать греха, поскольку грех и есть смерть. Вся история об этом свидетельствует. Ведь до 988 года не было ни престола, ни государственности. Только благодаря тому, что разобщенные княжества объединила Церковь, и появилось само понятие державы. И сегодня возрождать Церковь означает не только строить храмы. Церковь есть дух народа.

Церковь есть общество правоверующих, установленное Иисусом Христом для спасения людей, которое Он, как единственный Глава, оживляет и ведет к сему невидимо – посредством благодати Святого Духа, а видимо – посредством пастырей, через учение, священнодействия, тайнодействия и управление.

– Но вихри мирских забот закручивают нас, и мы теряем чувство верных соотношений. Мир настойчиво требует всего нашего внимания к себе.

– Экономические заботы, одурманивающие нас своей неразрешимостью, государство, обещающее эти заботы разрешить, весь наш быт и само значение привычных слов навязывают нам устроение жизни на земле. Земное же, взятое как самоцель, превращается в разрушение в силу человеческого эгоизма: каждый тянет в свою сторону – и ткань жизни разрывается. Христиане знают, что жизнь временная дана нам для перехода в жизнь вечную. Не только после смерти – уже в этой жизни можно вырасти из рамок земного существования. Это ничуть не означает пренебрежения земным, безответственность и желание забыться, как утверждают люди, не понимающие христианства или враждебно относящиеся к нему. Наоборот, это означает верное отношение к земному. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6, 33).

Самостоятельно мы не можем держаться верного церковного духа. Даже отшельники не столько уединяются, сколько выделяются. Они находятся в большем общении с людьми, нежели кто-то в городском автотранспорте или столичном метро. Отшельники пребывают в общении с Богом, и это открывает их всей твари. Но перед уходом в отшельничество они от кого-то научились и переняли опыт Церкви, опыт молитвы. Мы не можем жить верно вне Церкви.

Пребывание в Церкви дает верные установки нашей жизни в целом.

Так, семья должна быть малой церковью. На это благословляет нас таинство брака. И Церковь есть семья всех живых и усопших чад Господних, и мы должны учиться врастать в нее. Не относиться к Церкви как к функции чего-то мирского: пособнице экономического или культурного развития, воспитательнице гражданского благонравия. Если люди относятся к Церкви неверно, они от нее отходят и отпадают, и то, что называют Церковью, превращают в мирское общество или государственное ведомство, которое держится механической силой организации, а не органической силой любви. «Вы соль земли, если же соль потеряет силу, то чем сделать ее соленою? Она уже ни к чему не годна как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф 5, 13).

Нам надо стремиться врастать в Церковь и насыщаться Ее опытом, без которого мы ничто. А опыт этот приобретается в приходе. Наш приходской устав дает установки приходской жизни, где все нацелено на соборную молитву, но где и указано, в какой степени для этой молитвы нужны материальные условия и как их создавать. Это совместное – всех прихожан – участие в приходской жизни во главе с батюшкой, который призван быть отцом, а не начальником и администратором. Он устанавливает правильное соотношение вечного и временного. Для этого надо, чтобы была верность своему приходу, чтобы батюшка и прихожане срастались, как члены единого организма, а не перемещались постоянно. Чтобы всей Церковью молиться и работать, учиться терпеть, прощать и мириться после неизбежных недоразумений, обид и ссор, учиться осознавать свои недостатки, немощи и грехи, вместе каяться, поститься, готовиться к праздникам.

– Каждый человек скорее по неведению от века несет свой крест. Священнослужитель делает это осознанно.

– История полна примеров того, как отцы Церкви душу и жизнь свою за веру полагали. Мученики, защитники Церкви Христовой. Сегодня миссия состоит в том, чтобы противостоять бездуховности, стяжательству. И при этом лишь Церковь дает радость покаяния, спасения даже самому грешному из грешных. Важна мера открытости, искренности перед Господом. Лишь Церковь способна под сенью своей гармонично, ненасильственно объединить понятия веры и пользы, личного и государственного. Не надо умничать – те истины прозвучали еще на горе Синайской. Это десять заповедей. Они записаны на скрижалях сердца каждого истинно православного. До всех уложений и писаных законов этими заповедями судили. Ныне Церковь ставит целью нравственное понимание Закона всеми, чтобы все мы были свободны – лишь от греха – и не создавали себе прельстительного кумира.

– Ваше общение с молодежью как педагога к каким выводам клонится?

– К разным. Молодежь разная. Одни с пивом и сигаретой пасутся бездумно. Но все чаще, даже без родительского влияния, молодые сами идут в храм. Что-то их не устраивает в этом мире. Церковь открывает им сущие понятия добра – зла, благоденствия – греха. И этим юношам и девушкам уже не грозит страшная участь стать жертвами сект, наркотических притонов, банд.

Не бойтесь малого стада

– Жаль, ныне храмы наши неполны…

– Сказано: не бойтесь малого стада. Столпотворение не во благо. Видели в День города бездумные, пьюще-едящие хмельные толпы? Как перед концом света! Семь десятилетий жестоко, по живому рушили веру. Надо переждать. Господь сам освободит от грешников, сам назовет избранных им. Само чаяние духовно спастись уже спасительно. Ведь, согласитесь, в обычной жизни мы редко задаем себе этот вопрос: как спасти себя, свою душу? Хотим достатка, хотим власти-поклонения. Но Господь сказал: кому много дано, будет много взыщено. Чем ответим на неизбежно Страшном суде? Сегодня пожилые труженики, больные, дети живут несправедливо стесненно, а мы слышим речи о каком-то здоровом справедливом обществе. И здесь, ныне благотворители, своим трудом и средствами помогающие слабым и бедным, они на пути к спасению.

– И это дает надежду на укрепление самосознания народа нашего.

– Это исток духовного возрождения России. Да, она идет правильным, ненасильственным путем. Но сегодня этого мало. Мало и в городе нашем строить жилье для богатых, стеклянные магазины да странные фонтаны. Исконная, истинная красота древней Твери нашей – она в куполах. Доминанты церквей составляли ее архитектурную славу. Ныне иные утрачены, иные в разрухе, и лишь немногие, слава Богу, в достоинстве убора. Наш храм, как отголосок былого великолепия, к счастью, сохранился. Но сил к возрождению, увы, недостает. Да, новые храмы надо строить – но когда-то еще они станут намоленными! Такие же, как наш, окроплены кровью мученической, пропитаны верой святой, чудотворной. Здесь, на Волжской набережной, с начала XVII века жили благодетели храма сего. Екатерина Вторая после великого пожара самолично заботилась именно о церквах. И оказывала помощь в строительстве при храмах домов для священников и причта. С той поры в Твери лишь наш дом причта – единственный! – сохранился. Сегодня он – истинно частица единого церковного комплекса – волею беззакония временщиков находится в частных руках. При том что в храме нашем нет места для певческой, иконописной, хоровой школы.

– При том, что у вашей семьи есть замечательный опыт православной школы в Завидове, где к тому же отличный приходской музей.

– Не будем отчаиваться. И здесь со мной в церковном общении есть уже двенадцать юношей (от себя добавим: и сын Павел, в свои восемь лет настоящий помощник отца Петра). Двое учеников сейчас уже в семинарии, один рукоположен в священники. Согласитесь, именно через духовное общение только и можно оздоровить молодежь. Все наши просьбы о передаче храму его законного, переданного верховной царской властью в бессрочное владение имущества и прилегающей земли – эти просьбы словно в болоте тонут. Нам не отказывают, но и не помогают. Даже общественная организация, располагаясь на исторически храмовой территории, сдает помещения в аренду. Они согласны передать площади нам – но с условием компенсации… А кто Церкви Православной ущерб возместит за ее страдание, разор, поругание? Ушли бы с миром себе же во спасение…

– Не переделать сразу мир.

– А мы и не тщимся, и не таков он, путь спасения. И сегодня, раз уж мы говорим для читателей, истинно хочется призвать: люди, храните веру православную. В ней есть ваше спасение и утверждение. Будем возрождаться через Церковь – Господь увидит и все подаст. По милости и благости. Но он же и взыщет с каждого. И лишь Господь знает, насколько готовы мы войти в тот мир. И как задумал Господь тот мир, мы не знаем. В землю обетованную войдут лишь избранные, малые, дети детей. После всех испытаний, очистив нас, лишь Господь не даст погибнуть нашей Церкви и нашей душе. Хорошо бы помнить людям об этом не только в час испытаний – в каждый час. Тогда и на земле все устроится. По совести и вере.

Беседовала Кира КОЧЕТКОВА


364

Возврат к списку

Тверская область представила зимний туристический сезон на международной выставке в Москве ВИДЕО
Зимний туристический сезон, его особенности и привлекательные стороны в Тверской области был представлен на международной выставке "ОТДЫХ-2018", которая прошла в Москве.
20.09.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости из районов
Предложить новость