25 Апреля 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 01.06.2010

Пятнадцать человек на салон хитреца

Череда аварий маршрутных такси, унесшая немало жизней в Москве, нас так ничему и не научила. Да, мы вынуждены пользоваться изношенными и плохо приспособленными «маршрутками», потому что ехать нужно, а другие, новенькие, появятся нескоро. Но даже этот транспорт можно сделать менее опасным

Череда аварий маршрутных такси, унесшая немало жизней в Москве, нас так ничему и не научила. Да, мы вынуждены пользоваться изношенными и плохо приспособленными «маршрутками», потому что ехать нужно, а другие, новенькие, появятся нескоро. Но даже этот транспорт можно сделать менее опасным.

Причем за считанные дни.

В одном из домов Заволжского района, где жила моя подруга, соседи по этажу снисходительно посмеивались, когда жилец угловой квартиры «расширил» жилплощадь за счет общего коридора. Ну, устроил себе что-то вроде мастерской - отгородился и соответственно дверь установил. Выход на пожарную лестницу аккурат за той запертой дверью оказался, так ведь кто о той лестнице думал?

Вспомнили, когда случился пожар. Шестой этаж - с балконов не прыгнешь. А огонь подступал с другой стороны, лифт горел тоже, и к лестничным пролетам не пробиться…

Счастье, что пожарные подоспели быстро. Уж какими словами народ крыл соседа, можете представить. Но сами-то раньше почему молчали? Надеялись, пронесет? С нами ничего страшного стрястись не может?

Лихой «авось» у нас, похоже, в крови - над осторожной и благоразумной Европой мы посмеиваемся свысока. А, может, зря? Система мер безопасности, предусмотренная разными скучными инструкциями и нормативами, затем и придумана, чтобы уберечь нас в «час икс». Не стоит себя успокаивать, что до сих пор все как-то обходилось. Да, серьезных аварий маршрутных такси, со смертельным исходом в Твери не было, но где гарантии, господа?

В маршрутном такси запасный выход предусмотрен - на случай пожара, столкновения или какой еще малоприятной оказии. Он сзади - как раз за сиденьями. И надпись крупными буквами услужливо приглашает: если что, выдерните шнур и шмыгайте в окошко! Правда, не уточняет, как это сделать, ежели то самое окошко перекрыто спинками сидений? Может, сначала перепуганным пассажирам надлежит их откручивать? Если, конечно, они не приварены намертво…

Конечно, остается основная дверь. Но выбираться через нее (если она не блокирована при аварии, что также возможно) пришлось бы долго. Во-первых, 13 (тринадцать), а то и 15 человек через одну небольшую дверцу сразу не выскочат. Во-вторых, наши хитрецы-водители насобачились (простите, по-другому не скажешь) устанавливать в переднем ряду, у себя за спиной, дополнительное, четвертое, сиденье. Оно поменьше, в общем ряду явно «неродное» и с трудом вписывается в узкий проем. Пассажир, которому «повезет» на нем ехать, боком упирается как раз в дверь. Когда это сидение занято, в салон приходится пробираться через его колени.

Теперь представьте (чур, чур меня), что при аварии этот пассажир отключился. Легко ли остальным будет покинуть салон? И не окажутся ли они в ловушке: основная дверь блокирована, а запасный выход вообще перекрыт изначально.

Я уже не говорю о том, что в наших раздрызганных тверских «маршрутках» дверцы порой заклинивает даже в спокойной ситуации, просто при резком хлопке! Что тогда? Душегубка? Может, перебираться через передние сиденья в кабину водителя? Но справятся ли с таким акробатическим этюдом пожилые люди, беременные женщины, инвалиды?

К тому же эти капризные дверцы могут, напротив, плохо закрываться! И если откроются на крутом вираже, бедолага вылетит на проезжую часть, под колеса машин…

Ну ладно, все это ситуации экстремальные, хотя и от них никто из нас, увы, не застрахован. А вот подвернуть ногу или хлопнуться на асфальт можно и без всякой аварии!

Предполагается, что при входе и выходе из «маршрутки» мы пользуемся такой ступенечкой-подножкой. Но наступать на нее зачастую просто опасно! Во многих «маршрутках» она еле держится на сомнительных болтах и под давлением обваливается набок. В некоторых машинах ее вообще трудно обнаружить: то ли осела куда-то под кузов, то ли изначально установлена «конспиративно» и выступает на несколько жалких сантиметров. Вы замечали, что люди солидного возраста из салона нередко выбираются задом, держась за поручень? Очень неудобно, неэстетично, а что поделаешь? Ведь прыгать - высоковато, а пяткой неуловимую ступенечку не нащупать…

Немало проблем доставляет пассажирам фактическое отсутствие поручней в салонах многих машин, особенно в тех, где сиденья расположены по периметру кузова. Ведь трясет, братцы! Бывает, так и подпрыгиваешь на мягком месте! Хорошо, если приземлишься на него же. А если на соседа? Не приведи Бог, в окно головой?

Передача значительной доли объема пассажирских перевозок в частные руки - процесс объективный и, безусловно, неизбежный. Возможно, в перспективе, на городских магистралях крупный подвижной состав вытеснит маломестные автобусы. Но до этого нужно еще дожить и… доехать. Пока - на «маршрутках». По большей части машинах неновых, не слишком удобных и всего лишь приспособленных для этих целей. Вот почему, заметьте, никаких радикальных проблем я не поднимаю. Речь всего лишь о том, что можно сделать в любой «маршрутке», даже самой старенькой, если только дорожная инспекция и ГИБДД сочтут ее соответствующей необходимым техническим параметрам. Во-первых, убрать переднее приставное (четвертое) сиденье, фактически блокирующее выход из салона. Кстати, в ГИБДД мне жаловались, что наши чудо-мастера, представляя машину на техосмотр, его свинчивают, а на другой день, получив нужную бумагу, ловко ставят на место… Во-вторых, открыть доступ к запасному выходу Возможно, переделать спинки сидений так, чтобы его не загораживать? Согласитесь, это не так-то уж дорого - наша безопасность того стоит.

О подножке и говорить смешно! Я видела в некоторых «маршрутках» очень удобные и явно самодельные ступеньки - устойчивые, прочные, на всю длину ступни!

Не будем забывать и о половом покрытии кузова - в сухую летнюю погоду на линолеум мы не жалуемся. Но скоро начнутся дожди, а зимой мы станем наносить в салон снег - будет скользко! Кстати, линолеум в «маршрутках» вообще стелить нельзя - должно быть шипованное покрытие. Но встречается оно далеко не во всех машинах…

В эти дни ГИБДД начало крупномасштабную профилактическую операцию «Автобус». Проверяться, обследоваться будут и крупный подвижной состав, и «маршрутки». Очень надеюсь, что в ходе ее удастся хоть в какой-то степени исправить ситуацию. Правда, и дорожная инспекция, и ГИБДД тоже далеко не все могут! Их, права, увы, весьма ограниченны, нормативная база устарела, явно несовершенна. Но об этом в следующий раз, когда по итогам операции «Автобус» мы будем беседовать со специалистами. Кстати, мы охотно приглашаем к обсуждению этой темы и «заинтересованные лица» - представителей некоммерческих партнерств «Приоритет» и «Тверской ямщик», а также читателей.

Лидия ГАДЖИЕВА

P.S. Вы заметили, что из салонов многих маршрутных такси исчезла информация о владельце транспортного средства и водителе? Пробовала спрашивать: огрызаются или отшучиваются. Тоже, наверное, не случайно!

29

Возврат к списку

В "Старом парке" Твери состоялся масштабный субботник
21 апреля мероприятие прошло на территории Тверского областного ДК "Пролетарка".
21.04.201815:05
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость