Расскажу о том, как я месяц жил в Дании у своих друзей фермеров. От столицы это тридцать километров по хорошей дороге. Домик Хаанса и его жены Элизабет стоит у небольшой речушки в окружении молодых сосен
Хаансы заинтересованы как можно скорее погасить кредит, чтобы быть в доме полными хозяевами. К тому же и хозяйство уже развели большое. Семья выращивает свиней. Есть у них и поле, с которого получают зернофураж. Урожаи по российским меркам «дикие» - 80 центнеров с гектара. Мы все представляем, что в этой стране суровый климат, но ошибаемся. В Дании достаточно тепло.
Поначалу ко всему пришлось привыкать. Кругом сплошная вежливость, но, если приглядеться, за ней - некоторый холод. Это всего лишь привычки. Кажется, люди друг друга мало интересуют.
Я сразу взялся помогать фермеру по хозяйству. У Хаансенов - тысяча свиней, и это еще не самое крупное производство мяса. Все процессы механизированы, особенно по удалению навоза. Но свиной навоз - штука агрессивная, все равно есть запах в округе. Мылись мы два раза в день. Хозяйка следила, чтобы каждый раз была чистая выглаженная одежда.
Датчане питаются своеобразно. При таком количестве выпускаемой свинины больше предпочитают говядину, да непрожаренную, с кровью. Шампиньоны едят сырыми. Но они очень маленькие, с розовым низом шляпок. Хлеб у них не в чести. А местная водка и вовсе не выдерживает никакой критики. Зато бутылка русской водки стоит очень дорого. На наши деньги - около тысячи.
Что еще хотелось бы сказать об этом народе? Датчане очень трудолюбивые. Эмоций гораздо меньше, чем у нас, поэтому методично, почти без отдыха, вкалывают целый день. Честно говоря, я на ферме уставал. Но ведь не бросишь работу, если хозяин только разошелся. Большой воз всяких дел, часто далеко не женских, тянут на себе датчанки. Но это в большинстве своем крепкие женщины с размером ноги 40. Особой привлекательностью, на наш взгляд, не обладают. Даже грубоватые. Но очень надежные в жизни.
Есть у датчан три заповеди, чем-то напоминающие клятвы советских времен. Но если мы теперь относимся к подобным заклинаниям иронично, то в этой стране все всерьез. Для них святое дело повторять: «Дело отцов помним», «Работаем на благо Родины» и «Никому не завидуем».
Мне даже стало обидно: почему у нас девальвировались эти слова «Работаем на благо Родины»? Ведь в конечном итоге так должно быть. Собственные интересы сюда входят органичным образом.
Быстро пролетел месяц в гостях. Я мог бы на ферме ничего не делать, но сам попросился заработать. Увы, такой возможностью мы за границей пренебрегать не можем. Откровенно говоря, в последние дни стал скучать по дому. Не хватало открытости, душевной теплоты, милых российских недостатков. Хотя никаких обид у меня на датчан не было. И, поверьте, когда я ступил с электрички на тверской перрон, все люди показались родными. Я был счастлив, что вернулся домой.
Олег СОРОКИН