21 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Время снижать налоговое бремя

На заседании постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания области депутаты одобрили законопроект о предоставлении налоговых льгот

На заседании постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания области депутаты одобрили законопроект о предоставлении налоговых льгот предприятиям машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли и легкой промышленности по результатам финансово-хозяйственной деятельности за год. Представить законопроект мы попросили одного из разработчиков проекта, начальника отдела доходов департамента финансов Тверской области Марину ПОЛЯКОВУ:

– Четвертый год подряд в экономике Тверской области наблюдается положительная динамика развития промышленного сектора. Об этом свидетельствует индекс физического объема промышленного производства, особенно в электроэнергетике – здесь фиксируется наибольший прирост. Итоги работы в 2002 году подтверждают эту тенденцию.

В сентябре прошлого года губернатор области выступил с законодательной инициативой о регрессивной системе налогообложения. Ее новации направлены на поддержку товаропроизводителей Тверской области, повышение инвестиционной привлекательности региона, увеличения наполняемости бюджетов всех уровней. Губернатор предложил снизить налоговое бремя по налогу на прибыль и налогу на имущество предприятий при условии роста их налогооблагаемой базы и увеличения объема промышленного производства за отчетный год по сравнению с предыдущим в сопоставимых ценах и таким образом заинтересовать товаропроизводителей развивать производство и наращивать объемы выпускаемой продукции.

Законопроект предлагает понизить ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта федерации, на 4 процентных пункта и освободить от уплаты налога на имущество предприятий тоже в доле средств, зачисляемых в областной бюджет. Для работающих предприятий в легкой промышленности, машиностроении и металлообработке эти льготы будут действовать при оговоренных в законе условиях; для вновь созданных в этих же отраслях организаций, а также для отдельных категорий налогоплательщиков, занятых обработкой древесины, производством изделий из дерева и добычей полезных топливно-энергетических ископаемых, – без каких-либо дополнительных условий.

Проектом закона предусматривается, что в обязанности администрации области входит ежегодная публикация фактических отраслевых индексов цен на основании информационного сборника Тверского областного комитета государственной статистики «Цены по Тверской области».

– Марина Евгеньевна, в последнее время государство всё упорнее намекает, что намерено отменять всяческие льготы и привилегии. А у нас в области готовится законопроект о предоставлении налоговых льгот предприятиям, работающим в машиностроении и легкой промышленности. С чем это связано? С тем, что наш регион хотел бы видеть эти отрасли более развитыми и приоритетными в экономике области? Или они оказались в менее выгодном положении по сравнению с другими?

– Наоборот, эти отрасли дают около половины всех налоговых поступлений от промышленности – почти 44%. После электроэнергетики они лидируют. В то же время предприятия этих отраслей, как давно сложившиеся, имеют наибольшую степень изношенности основных фондов и нуждаются в реконструкции. Создаваясь в основном в советские времена, они были обеспечены постоянными государственными заказами, а с переходом на рыночные отношения эта система нарушилась. Огромные площади, не имея возможности перепрофилироваться, были «заморожены» или совсем остановились. Каким образом их вернуть в строй? Надо помочь получить оборотные средства. И это позволяет сделать наше законодательство: есть возможность снизить ставки налога на прибыль и установить ряд других льгот. Предприятия, увеличивая налогооблагаемую прибыль, получат снижение ставки налога и оставят средства себе на развитие, пустят их в оборот.

– Такие законы у нас в прежние годы были?

– Были. Раньше тоже определяли приоритеты по льготному налогообложению. Но в тех законах не были увязаны цели предоставления налоговых льгот с увеличением объемов промышленного производства. Льготы не носили стимулирующего характера, а просто предоставлялись некоторым предприятиям, в продукции которых нуждались, например, село или социальная сфера.

– Эти льготы оправдали себя?

– Недостаточно. Оборотные средства пополнялись, но не так, как хотелось бы: суммы налоговых льгот были небольшие.

– А в этот раз мы не потеряем больше, чем приобретем? Не получится ли так, что стимулировать будем слабые неперспективные предприятия, а устойчиво и успешно работающие, дающие прирост и себе, и бюджету останутся без поддержки? Ведь не зря их руководители и главы некоторых городов так резко возразили против законопроекта.

– Показатели прироста, которые закладываются в законопроект, основаны на данных госстатистики и прогнозе социально-экономического развития, сделанного департаментом экономики и промышленной политики. Достоверность этих цифр подтверждается в отчетах самих предприятий. Те, кто возражает, основываются на показателях одного-двух предприятий, а мы берем средний показатель по области в машиностроении и легкой промышленности. Понятно, что кто-то развивается более быстрыми темпами, кто-то слабее, кто-то работает стабильно, хотя не дает высоких приростов в объеме производства. Но закон должен носить общий, приемлемый для большинства налогоплательщиков характер. Это не индивидуальная льгота.

– Но идти от «средней температуры по палате» здесь тоже, думается, не резон. Где тогда гарантии применения закона? Не заоблачно ли устанавливать ежегодный прирост объемов производства в машиностроении более 19%? Также настораживает, что сравнение по приросту идет в ценах. Они же всё время меняются. Приемлемо ли брать за точку отсчета ненадежную и нестабильную нынче величину?

– Наоборот, это величина стабильная, так как мы убираем влияние цен, ценового фактора. Пересчет идет в ценах сопоставимых. Произведенная в 2002 году продукция в машиностроении и металлообработке оценивается в 13,5 миллиарда рублей, а в 2001 году объемы равнялись 9,809 миллиарда. Чтобы убрать влияние ценового фактора, мы предлагаем применить отраслевой индекс цен, который определен Минэкономики: их рост составил 115 %. Теперь делим 13,5 миллиарда на 115 % и получаем сопоставимые к 2001 году цены и приводим всё в соответствие. У нас получается, что объем промышленного производства, который будет достигнут в ценах 2001 года по отраслям машиностроения, должен составлять не ниже 11,739 миллиарда рублей. Делим их на 9,809 миллиарда – это и будут те 19,6 %, которые закладываются в законопроект как условие для получения льгот по налогу на имущество.

– Среди условий, которые законопроект в этом случае считает обязательными, значится и рост заработной платы. Причем более чем на 30 % за год. Понятно, что у нас достаточно низкий уровень жизни, и люди были бы рады такому повышению. Но реально ли это?

– Эта цифра опять же выведена на основании данных госстатистики и расчетов. Такое условие по росту фонда заработной платы предложено потому, что одним из показателей по снижению ставки на прибыль является прирост налогооблагаемой прибыли. А в составе затрат есть как раз заработная плата. Для того чтобы предприятия не добивались прироста налогооблагаемой прибыли за счет снижения заработной платы, и введено это ограничение. Потому что чем меньше затраты на зарплату, тем больше налогооблагаемую прибыль можно показать. Это полезно и для легализации заработков.

– Что еще нового?

– Мы пошли по очень прогрессивному пути: законопроект предоставляет льготу по налогу на имущество не только на сумму прироста налога по сравнению с предыдущим годом, но освобождает от него полностью в доли средств, зачисляемых в областной бюджет, если будут выполнены условия прироста объемов производства.

– По налогу на прибыль закон позволит дать льготу на 4 процентных пункта. Сопоставим ли этот незначительный процент с затратами усилий, которые придется положить на алтарь, чтобы их получить? Будут ли предприятия заинтересованы биться за него?

– Это зависит от предприятий. Они вправе либо воспользоваться льготой, либо нет. Но заинтересованность есть. Чем больше объем промышленного производства, тем меньше платить налогов, тем больше оборотных средств остается в распоряжении самого предприятия.

Маргарита СИВАКОВА

От редакции: мы приглашаем высказать свое мнение о законопроекте все заинтересованные стороны.

31

Возврат к списку

Россия досрочно вышла в плей-офф
Только вдумайтесь: с 1986 года наша страна на чемпионатах мира по футболу не могла пройти дальше группового этапа. И мало кто верил, что на домашнем мундиале результат окажется другим.
21.06.201813:00
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость