19 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 01.06.2010

Выборы и выбор, или Чем опасно иммунопофигийство

Декабрь не за горами. Yасладившись, что называется, до отрыжки процедурными и иными подробностями сего действа, многие соотечественники поневоле выработали к выборам иммунопофигийство.

Не словесной эквилибристики ради вынесла в заголовок варианты одного понятия. Теперь хочешь не хочешь, а придется объяснить, почему. Да потому, во-первых, что на дворе время такое. Декабрь не за горами. Во-вторых же, насладившись, что называется, до отрыжки процедурными и иными подробностями сего действа, многие соотечественники поневоле выработали к выборам иммунопофигийство. Мол, голосуй не голосуй, посчитают как надо, а во власть идут за тем лишь, чтобы иметь.

Оставим на совести утверждающих это. Но, даже признав часть правоты, не стыдно ли проявлять леность ума - плыть по чужому течению? Свой фарватер прокладывать куда как труднее. Тем более тысячу раз прав Фритьоф Нансен: плавать по морю необходимо.

Иначе зачем оно, море? Выбор - это плавание. Но не без руля и ветрил желательно, не вслепую.

Выборы становятся все более процедурой, отработанной и даже рутинной.

Но процедура и демократия - суть не одно и то же.

Что значит “демократия”? Самый простой школьный ответ: власть народа. Какого? Над кем и почему? Кроме того, от рабства до демократии, как от зачатия до родов, тоже срок необходим. В масштабе истории плюс-минус сотня лет. Помните, как первые буржуазные революции взорвали мир? В Голландии - ХVI век, в Англии - XVII, во Франции - XVIII. И только в XX в России. Это не плохо и не хорошо. Так было.

От первых попыток народа установить Свободу, Равенство и Братство, хотя бы в их иллюзорном обличье, проходит никак не меньше двух веков. “Исторический закон - строгий дядька незрелых народов и бывает даже их палачом, когда их глупая детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому самозабвению”. Писано Василием Ключевским осенью 1902 года, звучит как никогда актуально. И еще одно предложение из той же лекции по русской историографии, архиактуальное даже через век после Первой русской революции: “Людям понадобится прошедшее, когда они уяснят себе связь и характер текущих явлений и начнут спрашивать, откуда эти явления пошли и к чему могут привести”.

Спросим ли себя, попытаемся ли малой толикой спросить день вчерашний о дне нынешнем? Те же пятилетки, убыстряющие время, взметнули заводы, где вчерашние крестьяне самоотверженно трудились на кустарных станках. Для них плюс-минус лапоть - не расстояние. Должно вырасти два-три поколения слесарей, пока они научатся ловить микроны. И так во всем. А мы - о демократии... Да она, настоящая, придет с пятым непоротым поколением, из семей, где дети - не изгои и не игрушки, а будущее рода.

Кто забыл, напомним: еще недавно под страхом репрессий велено было свыше любить (бояться) тирана-вождя, самодура-начальника, велено было работать бесплатно или почти бесплатно и славить строй. Это ли не рабские условия?

Но кессонная болезнь под названием “демократия” взорвала кровь многим поверившим и изуверившимся. Партийцы демократического толка в обличье Новодворской, Гайдара, Гавриила Попова надолго отвадили дорогих россиян от желания встать в их строй.

Вчерашние демократы то и знают, что с радостью обсуждают подъем мировых цен на бензин и перспективы стабфонда. При молчаливом осуждении народа.

Mы воспринимаем и это как должное. Почему? Да потому, что родом мы, взрослые, из того строя, который только назывался социализмом, а на самом деле представлял собою государственный капитализм, который по железной ленинской логике загнил, разложился и, умирая, надолго отравил сознание граждан их собственной неполноценностью. Быть может, после горьких уроков мы когда-нибудь придем к социализму настоящему, к тому свободному обществу, где будет, скажем, министерство по валянию валенок, но будет и частник - не обиженный государством конкурент. Где колхозы, совхозы будут соседствовать со свободными фермерами и честно конкурировать с ними.

Историю не обманешь, с нею тоже надо договариваться. Мы самозабвенно пели о том, что рождены сказку сделать былью. И сделали. Взметнули рожденный гениями космолет и совершили это раньше вcex. Но в этот же срок перестроить общество в очередной раз на новых началах невозможно, это может привести только к принуждению, насилию “крепкого” кулака. А значит, к уничтожению признаков демократического сознания. Пусть робких и незрелых.

Демократия - вовсе не воля, тем более - не вольница. По сути мои права должны кончаться там, где начинаются права других. Это логика свободы. Раб, даже очень современный, мерилом демократии считает кнут или пряник, даруемый властью не только верховной, но и непосредственным распоясавшимся начальником, неважно, олигархом или демократом. Человек же, хотя бы стремящийся к свободе, должен быть способен на самоограничение. И чем скорее мы это поймем, тем больше надежд на зарождение гражданского общества и упрочение гражданского мира.

Возможно, нам пока трудно осознать себя народом, не приобщенным к привычкам демократического миросознания. Демократия - вовсе не власть демократов. Это то, как мы относимся к себе, друг к другу, государству. Кроме того, демократия - это свобода завоевывать власть (выбирать ее) и свобода отказаться от власти (переизбрать ее). Но неучастие смерти подобно. Гражданской.

Мы дозреем, дорастем, все и каждый. Ведь великая Русь, прикрыв собою Европу от кочевников, вычеркнула из своего будущего почти два века. Вот эти два столетия мы и вправе учитывать, говоря об уровне гражданских демократических свобод в нашей крови. При этом неразумно впадать в пессимизм или укоризну. В нас, в народе, много незаемного ума и благородства. Россия не раз спасала цивилизацию, и историки поумневших народов все равно в будущем воздадут ей благодарностью.

Предвижу реакцию скептиков, мерящих достижения не иначе как карьерой, “зеленью” или властью. В “Былом и думах” Герцен упредил появление подобного типажа: “От постоянной критики всего общепринятого он раскачал в себе все нравственные понятия и не приобрел никакой нити поведения”.

В человеческом сообществе, как и в природе для выживания и совершенствования вида, необходимы компромисс, время и терпение. Сергей Залыгин в своих “Заметках по ходу жизни” открыл драгоценнейшее качество своего таланта - соединив экологию, историю, философию, мыслью ученого поверял возможность гармонии в триединстве - Человек - Природа - Общество. Цитаты, пусть и несколько пространные, думается, будут здесь извинительны и уместны: “Жизнь возникла на земной коре, а это слой толщиною в 30-40 километров на равнинах... Глубже - огненная лава. Это - под нами. Над нами, на огромном расстоянии, тоже кипящая лава - Солнце, и жизнь возможна только на этой тонюсенькой оболочке Земли. Да ведь какая жизнь - не какие-то там бактерии, а высшие человеческие организмы!

Значит, земная кора - это продукт компромиссов между бытием и небытием, какое-то согласие между тем и другим, а это уже и есть демократия. Бытие может быть только таким, каким его допускает небытие. Природа сурова и даже жестока, но... она прошла через компромисс с небытием, очевидно, совершив немалые уступки... потому законы природы - это демократия в ее идеальном воплощении”.

Одним из величайших преступлений коммунистических утопий Сергей Залыгин считал разрушение религии, которая учила людей ограничивать свои потребности, в том числе - и в революциях. “... религией созданы книги, которые только и могли стать вечными, - Библия, Коран. Библия - это книга об обязанности человека жить. Жить и после того, как он перестал быть тварью и стал человеком”.

Наша сиротливая демократия, трижды оболганная и скороспело провозглашенная, как пока далека ты даже от робкого идеала! Но если мы намерены жить, в частной жизни своей обязаны считаться со страстями и интересами других людей. Это и есть способ жизни по демократии. Это и есть шанс для воспитания демократического государства. Третьего и здесь не дано. Недаром Александр Блок пророчески предупреждает: “Между действием и мыслью пропасть страшная лежит”.

Кира КОЧЕТКОВА

14

Возврат к списку

Главная котлета этого лета, или Как отдохнуть в Торжке ЛОНГРИД
Фестиваль «У Пожарского в Торжке» в событиях, комментариях, мнениях и калориях
18.06.201814:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость