25 Мая 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Планеры в Сталинградской битве

В истории Великой Отечественной войны еще много малоизвестных страниц. Сегодня мы рассказываем об одной секретной многие годы операции, проведенной авиаторами Красной Армии в ноябре 1942 года

В истории Великой Отечественной войны еще много малоизвестных страниц. Сегодня мы рассказываем об одной секретной многие годы операции, проведенной авиаторами Красной Армии в ноябре 1942 года.

Одним из первых в нашей стране конструировал планеры наш гениальный земляк Андрей Туполев. Еще в 1910 году он построил планер и летал на нем в Подмосковье, стартуя с крутого берега реки Яузы.

Впервые в мире идею использовать планеры в военном деле предложил наш летчик-изобретатель Петр Гроховский.

По его идее был спроектирован и построен первый десантно-транспортный планер (1932 г.), который прошел госиспытания (летчик Владимир Степанчёнок). Создавались и другие конструкции («Г-11», «Г-1а», «ГН-4» и др.) конструкторов Олега Антонова, Сергея Яковлева, Николая Поликарпова. В предвоенные годы в СССР были разработаны несколько вполне пригодных для военного дела конструкций десантных и грузовых планеров. Широко развивался планерный спорт и было подготовлено несколько тысяч пилотов. К 1941 году серийно производилось уже несколько типов спортивных и боевых планеров сотнями единиц. Удачным оказался планер «Г-11», который обладал полезной нагрузкой в 1200 кг (поднимал 10 десантников), допускал буксировку со скоростями до 200-280 км/час серийными самолетами «СБ», «ДБ-3», «ЛИ-2» и другими. К началу августа 1942 г. на вооружении уже стояли 153 планера («А-7», «Г-11», «КЦ-20»).

Планеры в войне впервые были применены в начальной стадии боев за освобождение Калининской области от немецко-фашистских захватчиков в Вяземской воздушно-десантной операции (январь - февраль 1942 года). Под г. Вязьму (Озерная) и г. Юхнов (Знаменка) было десантировано около тысячи бойцов. Много боеприпасов и вооружения.

В 1942-1944 гг. грузовые планеры широко использовал наш земляк, командующий 3-й Воздушной Армией генерал Михаил Громов. Он организовал десанты на оз. Ильмень, оз. Селигер (янв. 1942 г.) и в помощь партизанам Белоруссии.

В районе Сталинграда в 1942 году морозы ударили рано (2-3 ноября). Остро встал вопрос об обеспечении танков, самолетов, автотранспорта антифризом. Вода в радиаторах в условиях морозов в степи и при ветре резко снижала боеготовность техники. И доставлять ее было сложно. Войскам требовалось не менее 20-30 тонн этой бесценной зимой жидкости. От этого зависела наступательная способность наших войск.

Запасы антифриза были под Москвой. Но как перебросить их в кратчайшие сроки под Сталинград?! Авиаторы предложили: перевезти антифриз с помощью грузовых планеров. В тот период под Москвой были сформированы два авиапланерных полка (АПП) на аэродромах в районах г. Киржач и п. Тейково (Подмосковье). В полках были на вооружении планеры «А-7», «Г-11» и буксировщики «СБ», «ДБ-3», «ЛИ-2». Все пилоты прошли специальную подготовку для полетов ночью и были готовы к выполнению боевого задания. Планеры «Г-11» имели простую конструкцию и управление - две педали и штурвал. Они изготавливались в основном из авиационной фанеры. А технология изготовления настолько проста, что планеры могли выпускать даже мебельные фабрики наряду с авиазаводами. После отцепки от буксировщика (ручка слева от пилота) планер бесшумно планировал и мог совершить посадку на необорудованной площадке (скорость около 80 км/час). Полеты совершались в основном ночью, и на планерах стояла специальная фара. Обычно десантно-грузовые планеры рассчитаны на одноразовое боевое применение. После посадки их использовали в Сталинграде на дрова.

Операция «Антифриз» началась 12 ноября 1942 года поздно вечером в сложных условиях: низкая облачность, ветер, мороз, снег, ограниченная видимость. Да и пилотировать тяжелогруженый планер (5-6 двухсотлитровых бочек) не просто. Полет - 4-5 часов на предельно низкой высоте (менее 100 метров) до первой посадки под Тулой или под Саратовом на стометровом буксировочном тросе требовал от пилота огромного напряжения всех сил. В ночном полете один ориентир - раскаленные патрубки двигателей буксировщика. Связи с ведущим не было. Пилоты потом говорили: «Карабкались к Сталинграду на пузе». Через час такого полета в глазах все двоилось, появлялись миражи… Ниже пояса тело пилота коченеет (через щели «свищет» ветер), а выше пояса - весь в поту (сложнейшее пилотирование!).

В Саратове (аэродром «Энгельс») - ночная посадка. Затем короткий отдых - и опять взлет в темноте. Уже через 2-2,5 часа полета - Сталинград! Весь рейс занимал 8-9 часов изнурительного полета.

Не обходилось и без потерь: ночные истребители «МЕ-110» («Совы») Люфтваффе охотились в первую очередь за планерами. Бились, к сожалению, и на посадках: неимоверная усталость пилота, управляемый с большим трудом тяжелогруженый планер, ветер, ночь… Особые сложности - в воздухе в районе Сталинграда: тут фашистские истребители старались атаковать планеры в предрассветное время при заходе на посадку (аэродром «Жутово»).

В Москве в штабе перелета получали и грустные радиограммы «32751» (самолет не прилетел) или «55427» (пилот планера убит).

За четверо суток с 12 по 16 ноября 1942 г. мужественные пилоты-планеристы обоих полков выполнили около шестидесяти смертельно-опасных полетов и доставили войскам в Сталинград около 50 тонн антифриза. Таким образом молодые пилоты-планеристы внесли большой вклад в общую победу.

Заметим, что переброска по воздуху на планерах такого количества груза и масштаб операции не имели аналогов в мире.

Все пилоты, участники операции «Антифриз» были отмечены благодарностью наркома СССР и поощрены месячным окладом. Много позже их наградили медалями «За оборону Сталинграда».

А в истории авиации появилась интересная запись: «Два авиационно-планерных полка ВДВ КА с 12.11.42 по 16.11.42 с аэродрома «Медвежьи озера» (район Москвы) на аэродром «Жутово» (Сталинградский фронт) перебросили специальный груз для танковых соединений».

Мужество и самоотверженность пилотов-планеристов навсегда вошли в историю и будут служить примером для нашей молодежи. Планеры использовались довольно широко в течение всей войны.

Игорь КРАСЯКОВ

159

Возврат к списку

Тверская область станет пилотной площадкой проекта "Светлая страна"
Тверская область станет одним из пилотных регионов, где в текущем году будет запущен проект, созданный для обеспечения прямой связи с потребителями, сокращения времени отключения электричества во время аварий, повышения качества электроснабжения.
25.05.201812:55
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость