20 Июня 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Волна доброты

«Зона отдыха и развлечений» – так определено столичным критиком Д.Коробовым модное ныне сценическое явление – мюзикл». «Notre Dame de Paris, «45-я улица», снискавший трагическую славу «Норд-Ост» и многое другое – бродвейские образцы, перенесенные на отечественную сцену, или подражания им. Отличается все это грандиозностью постановок, огромными суммами затрат, гигантскими массовками, «громогласностью» звуковой аппаратуры. И, как выразился тот же критик, часто отсутствием «какого-либо человеческого узнавания». Быть может, все сложнее и противоречивее. Но на этом фоне тверской «Скрипач на крыше» все равно звучит диссонансом. На небольшой сцене Театра для детей и молодежи шесть раз прошло действо с пением и танцами, освещенное большой долей человеческого содержания и даже философии жизни

«Зона отдыха и развлечений» – так определено столичным критиком Д.Коробовым модное ныне сценическое явление – мюзикл». «Notre Dame de Paris, «45-я улица», снискавший трагическую славу «Норд-Ост» и многое другое – бродвейские образцы, перенесенные на отечественную сцену, или подражания им. Отличается все это грандиозностью постановок, огромными суммами затрат, гигантскими массовками, «громогласностью» звуковой аппаратуры. И, как выразился тот же критик, часто отсутствием «какого-либо человеческого узнавания».

Быть может, все сложнее и противоречивее. Но на этом фоне тверской «Скрипач на крыше» все равно звучит диссонансом. На небольшой сцене Театра для детей и молодежи шесть раз прошло действо с пением и танцами, освещенное большой долей человеческого содержания и даже философии жизни. Скромные возможности сыграли здесь роль положительную. Хотя произведение композитора Джери Бока и драматурга Джозефа Стейна, созданное по повести Шолома Алейхема, «Тевье-молочник» и само по себе полно художественных достоинств.

От оперетт Оффенбаха и Штрауса, Легара и Кальмана музыкальной антрепризе режиссера Марка Кларисова надлежало сделать шаг в неведомое. Освоен новый жанр. Впервые за одиннадцать с лишним лет существования этого оригинального театрального образования возник спектакль, о художественном и стилистическом единстве которого можно говорить без скидок на условия. И дело не только в том, что художниками Иваном Сосуновым и Михаилом Мисуно создано удачное оформление (предыдущие спектакли оформлялись, как правило, «из подбора»). Веселая лоскутная пестрота декораций и костюмов, почерпнутые из сокровищ живописи Шагала, «тронули» спектакль не только внешне. Наивная простота стала его содержанием; осветила центральный образ – Тевье.

Я вовсе не имею в виду «простоватость» характера, созданного засл. арт. России Виктором Кривоносом. Он непрост, его Тевье. Не просты его думы и переживаемые коллизии. Проста и мудра его жизненная позиция.

Как часто в светлых, искрящихся добротой глазах Тевье-Кривоноса, обращенных к Богу, – боль, недоумение, укор. Но они почти всегда сменяются иронической усмешкой. С усмешкой легче жить! Вот и господин Урядник (арт. Борис Федотенков) говорит, что ему нравятся шутки Тевье. А может, в самом-то деле не нравятся? Спектакль не находит нужным уточнять. К прямой злободневности его создатели не стремились. Хотя найти для нее «зацепки» в нашем жестоком, постыдно обострившем национальную рознь времени вполне можно. Что значит: «еврей, «не еврей»? Зритель сам волен рассудить. А если и не даст себе труда на этот счет, то непременно почувствует волну человеческого тепла и доброты, которые идут от Тевье и других лиц, незамысловатой, казалось бы, истории. В той волне добра и есть смысл спектакля, его социальная тема. Конечно, она прежде всего решается исполнителем главной роли.

Актерская работа Виктора Кривоноса выдающаяся. Не только в ряду сыранного в Твери, но, кажется, вообще в его обширном репертуарном списке. И следа нет в его Тевье от множества «фрачных» опереточных героев и простаков. Драматическая сторона роли органически сливается с вокалом. В его красивом лирическом теноре в партии Тевье появилась драматическая глубина. Порой Тевье-Кривонос в пении более выразителен, чем в «прозе» (то есть в разговорных диалогах). Вокальные номера – «Если б был богатым я», «Птенчик мой» – слушаются, как действенные монологи. В спектакле Кривонос обрел достойную партнершу. Работа Татьяны Костельцевой в роли жены Тевье Голды – большая удача. Актриса профессионально и выразительно поет. Но, главное, ее Голда – истинная спутница Тевье-Кривоноса.

Правы создатели спектакля, что не стремились представить быт семейства Тевье через ортодоксальные этнографические подробности. Не поставили во главу угла «обычай», в честь которого поется своеобразный гимн в начале мюзикла. По сути происходящее – кружение обычаев под напором жизненных перемен. Неудивительно, что происходит это в семье Тевье-Кривоноса, человека мыслящего, доброго и помимо своей воли допускающего в семействе непозволительные вольности. Потому и дочки его столь очаровательны в своем своеволии. Среди пятерых исполнительниц одна Анна Малышева – актриса. Она не только удачно играет свою Щейтл, но является профессиональным организующим звеном, остальные исполнительницы – ученицы Тверского музыкального училища. Елена Смирнова (Годл) проявила незаурядные вокальные способности. Анастасия Перепечай более выразительна в сценах драматических. Стараются органично жить на сцене Анна Капускина (Шпринце) и Диана Авдеева (Бейкле). Им можно позавидовать – они оказались на сцене рядом с мастерами. Все способствовали общему успеху.

Заслуженный артист России Александр Романов смешон и трогателен в роли Лейзера Вольфа. Александр Явдоженко продемонстрировал свою музыкальность в роли Мотла. Перчика сыграл заслуженный артист России Виктор Дегтярев. Сваху и Бабушку – Надежда Вербицкая. Енту – Эмилия Бауман, Федьку – Дмитрий Осинцев. Мордха – Игорь Лебедев. Все участвуют в массовых сценах. Все поют. Все танцуют. Нельзя не отметить крепнущее мастерство балетмейстера Натальи Черниной. Выразительный пластический образ спектакля – ее заслуга.

Музыка Джери Бока красива, мелодична, наполнена выразительными национальными мотивами. Оркестровка, созданная Дмитрием Жуковым для инструментального квинтета, весьма удачна. Тоски по большому оркестру не возникает, так как квинтет передает характер традиционных еврейских оркестриков конца ХIХ века.

Трудно переоценить усилия музыкального руководителя постановки заслуженного работника культуры России Людмилы Быстровой и концертмейстера Светланы Боровской.

Иногда «фонят» два микрофона (единственное техническое средство, использованное в спектакле). Это вопрос квалификации звукооператоров и нехватки времени. Можно высказать какие-то пожелания. Например, чтобы «Молитва» звучала мягче, чтобы каждый поющий в спектакле четче доносил текст, чтобы больше был обыгран мальчик-скрипач (Саша Максимова) с его пронзительной мелодией. Пожелать можно. Но возникнет все тот же фактор – время. Не верится, что было всего семь (!) сводных репетиций. Трудно представить, каких усилий это потребовало! Это особая тема. Как и тема «внутренней режиссуры» Виктора Кривоноса, неоценимого помощника режиссера-постановщика Марка Кларисова.

Наталья ФЛОРОВА

37

Возврат к списку

Игорь Руденя считает необходимым обеспечить художественное и эстетическое образование детям
Развитие системы государственной поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи Тверской области стало главным вопросом заседания регионального Правительства, которое 19 июня провёл губернатор Игорь Руденя.
19.06.201815:28
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость