15 Июля 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 04.05.2016

Бесконечные дали пейзажей

На картинах художника Федора Помелова Париж похож на Вышний Волочек

На картинах художника Федора Помелова Париж похож на Вышний Волочек

На пленэре он пишет так темпераментно и быстро, что коллеги-художники удивляются его работоспособности, но самое главное удивление вызывает результат, которого добивается московский живописец Федор Помелов. Из-под его кисти выходит не этюд, а уже завершенная картина.

Собственно, никогда и не подумалось бы, что полотна, выставленные сейчас в большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра, созданы, что называется, за один прием. Но это действительно так. Сам автор признается, что не любит возвращаться ни к одной и той же работе, ни к одному и тому же сюжету или мотиву. Он воплощает его сразу же. А еще художник никогда не уходит с этюдов с пустым холстом: ни дождь, ни ветер, ни другие мешающие процессу создания живописного произведения факторы ему не могут помешать завершить полотно. «Это своего рода примета, – говорит Федор. – Если я вышел на пленэр, то обязательно должен вернуться с картиной».

На экране демонстрируется видеозапись: творческий процесс в самом разгаре. Художник экспрессивно, не жалея краски, делает один мазок за другим, и вот на белом холсте появляется абрис будущего пейзажа. Через совсем небольшой промежуток времени он приобретает уже характер картины. Федор Помелов явно предпочитает не камерные, а большие форматы, которые позволяют ему и развить свою мысль, и передать быстро меняющееся состояние природы. Художник почти не стремится к внешним эффектам, но старается передать внутреннюю драматургию того или иного места, суть архитектурного пейзажа, если он пишет город.

Провинциальные сюжеты занимают в творчестве автора особое место. Он любуется старыми постройками, иногда почти развалившимися, заглядывает во дворы, исследует руины некогда величественных храмов, бродит по узким улицам. Мастер, используя весь арсенал живописи, обращается с натурой достаточно вольно, и даже хорошо знакомые, если не сказать хрестоматийные, виды Торжка у него приобретают какое-то совершенно незнакомое звучание. При этом город не теряет своей узнаваемости. Темпераментная, широкая живописная манера, вдумчивая работа со светом и цветом, композиционные решения — все это, напротив, делает городские пейзажи еще ближе и привлекательнее. Художник ставит перед собой задачу не просто буквально перенести на холст кусок реальности, он проникается духом места, словно бы чувствует его. И, возможно, еще и по этой причине, глядя на его картины, так легко понять, где они создавались. Вот эта – в Старице, вот эти – в Торжке, в Вышнем Волочке и Ржеве. А вот эта – в усадьбе Чукавино в Старицком районе, принадлежавшей поэту и большому оригиналу Ивану Великопольскому.

Когда у Федора Помелова спрашивают, кто повлиял на его становление как художника, он прежде всего называет своих родителей, известных мастеров кисти Инессу и Валентина Помеловых, а также Винсента Ван Гога. В одной из своих статей Пушкин писал о том, что следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. В полном соответствии с этим утверждением Помелов несколько раз отправлялся по местам, отмеченным присутствием Ван Гога. Причем не только осматривал их, но и писал там, где работал классик. Французскую глубинку художник пишет с таким же воодушевлением, как и русские провинциальные пейзажи. Большой разницы он между ними не видит, но вот что удивительно: его Париж весьма напоминает Вышний Волочек, потому что для художника они в равной степени значимы, ибо смотрит он на них с творческой точки зрения. А если придерживаться ее, то действительно получается, что европейский мегаполис и русский городок не столь различны меж собой.

Зато в портретной галерее, созданной Федором Помеловым, различия диктуются моделями. Среди них, разумеется, преобладают художники. «Вечерами на пленэрах заняться особенно нечем, поэтому я брал карандаш и рисовал своих коллег», – рассказывает Федор. Так появились портреты тверских художников Бориса Федорова (их в экспозиции даже два), Романа Усачева и многих других. В портретной графике Помелов выступает как психолог, умеющий тонко наблюдать и анализировать. Эти качества живописец проявляет и в других жанрах, главным из которых стал пейзаж. Причем как бы ни привлекали Федора заграничные красоты, европейские замки и мосты, наибольшими откровениями и чувствами проникнут именно русский пейзаж, такой же бесконечный, как сама Россия.
287
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость