22 Августа 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
К началу
Новости дня
Культура 04.05.2016

Бесконечные дали пейзажей

Фотограф: АРХИВ ФЕДОРА ПОМЕЛОВА

На картинах художника Федора Помелова Париж похож на Вышний Волочек

На картинах художника Федора Помелова Париж похож на Вышний Волочек

На пленэре он пишет так темпераментно и быстро, что коллеги-художники удивляются его работоспособности, но самое главное удивление вызывает результат, которого добивается московский живописец Федор Помелов. Из-под его кисти выходит не этюд, а уже завершенная картина.

Собственно, никогда и не подумалось бы, что полотна, выставленные сейчас в большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра, созданы, что называется, за один прием. Но это действительно так. Сам автор признается, что не любит возвращаться ни к одной и той же работе, ни к одному и тому же сюжету или мотиву. Он воплощает его сразу же. А еще художник никогда не уходит с этюдов с пустым холстом: ни дождь, ни ветер, ни другие мешающие процессу создания живописного произведения факторы ему не могут помешать завершить полотно. «Это своего рода примета, – говорит Федор. – Если я вышел на пленэр, то обязательно должен вернуться с картиной».

На экране демонстрируется видеозапись: творческий процесс в самом разгаре. Художник экспрессивно, не жалея краски, делает один мазок за другим, и вот на белом холсте появляется абрис будущего пейзажа. Через совсем небольшой промежуток времени он приобретает уже характер картины. Федор Помелов явно предпочитает не камерные, а большие форматы, которые позволяют ему и развить свою мысль, и передать быстро меняющееся состояние природы. Художник почти не стремится к внешним эффектам, но старается передать внутреннюю драматургию того или иного места, суть архитектурного пейзажа, если он пишет город.

Провинциальные сюжеты занимают в творчестве автора особое место. Он любуется старыми постройками, иногда почти развалившимися, заглядывает во дворы, исследует руины некогда величественных храмов, бродит по узким улицам. Мастер, используя весь арсенал живописи, обращается с натурой достаточно вольно, и даже хорошо знакомые, если не сказать хрестоматийные, виды Торжка у него приобретают какое-то совершенно незнакомое звучание. При этом город не теряет своей узнаваемости. Темпераментная, широкая живописная манера, вдумчивая работа со светом и цветом, композиционные решения — все это, напротив, делает городские пейзажи еще ближе и привлекательнее. Художник ставит перед собой задачу не просто буквально перенести на холст кусок реальности, он проникается духом места, словно бы чувствует его. И, возможно, еще и по этой причине, глядя на его картины, так легко понять, где они создавались. Вот эта – в Старице, вот эти – в Торжке, в Вышнем Волочке и Ржеве. А вот эта – в усадьбе Чукавино в Старицком районе, принадлежавшей поэту и большому оригиналу Ивану Великопольскому.

Когда у Федора Помелова спрашивают, кто повлиял на его становление как художника, он прежде всего называет своих родителей, известных мастеров кисти Инессу и Валентина Помеловых, а также Винсента Ван Гога. В одной из своих статей Пушкин писал о том, что следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. В полном соответствии с этим утверждением Помелов несколько раз отправлялся по местам, отмеченным присутствием Ван Гога. Причем не только осматривал их, но и писал там, где работал классик. Французскую глубинку художник пишет с таким же воодушевлением, как и русские провинциальные пейзажи. Большой разницы он между ними не видит, но вот что удивительно: его Париж весьма напоминает Вышний Волочек, потому что для художника они в равной степени значимы, ибо смотрит он на них с творческой точки зрения. А если придерживаться ее, то действительно получается, что европейский мегаполис и русский городок не столь различны меж собой.

Зато в портретной галерее, созданной Федором Помеловым, различия диктуются моделями. Среди них, разумеется, преобладают художники. «Вечерами на пленэрах заняться особенно нечем, поэтому я брал карандаш и рисовал своих коллег», – рассказывает Федор. Так появились портреты тверских художников Бориса Федорова (их в экспозиции даже два), Романа Усачева и многих других. В портретной графике Помелов выступает как психолог, умеющий тонко наблюдать и анализировать. Эти качества живописец проявляет и в других жанрах, главным из которых стал пейзаж. Причем как бы ни привлекали Федора заграничные красоты, европейские замки и мосты, наибольшими откровениями и чувствами проникнут именно русский пейзаж, такой же бесконечный, как сама Россия.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
249

Возврат к списку

Тверской Музей Плюшкина перебрался по новому адресу ВИДЕО
Популярный в Твери музей Плюшкина, частная коллекция вещей советской эпохи, обратился в администрацию Твери с просьбой предоставить новое помещение. Просьбу администрации музея удовлетворили, и недавно он отметил новоселье.
22.08.201800:01
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости из районов
Предложить новость