14 Ноября 2018
$56.8
70.53
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 25.03.2016

Первые достопамятности

Фотограф: ТОК

Музеи создают отдельные люди, а их собрания формируют всем миром

Музеи создают отдельные люди, а их собрания формируют всем миром

Как самостоятельный художественный музей Тверская областная картинная галерея была открыта в 1937 году. Однако начало ее коллекции положено гораздо раньше. 

В созданном в 1866 году «Тверском музеуме» находились и произведения искусства, которые сегодня составляют гордость одного из старейших провинциальных художественных собраний России. В этом году ему исполняется 150 лет, этой дате «ТЖ» посвящает цикл публикаций. Итак, рассказ первый.

«Тверской музеум», напоминает заведующий научно-экспозиционным отделом галереи Владимир Биберин, задумывался как историко-археологический и промышленный, однако уже в его первую экспозицию вошли портреты адмирала Владимира Корнилова, гравера Николая Уткина, изобретателя астрономических часов Терентия Волоскова, основателя Осташковского банка купца Савина. Именно с этих работ, включенных тогда в раздел «достопамятностей», начиналась обширная коллекция галереи.

Вместе с научным сотрудником ТОКГ Верой Карасевой мы листаем сохранившиеся книги поступлений. На пожелтевших страницах имена тех, кто своим попечением и доброй волей в разное время делал собрание богаче. Среди них – аристократия и духовенство, купцы, горожане и даже крестьяне.

В числе первых дарителей был настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря Антоний. Значение его дара станет тем более очевидным, если мы назовем имя мастера, создавшего преподнесенную музею икону «Моисей Угрин, князь Владимир и Аркадий Новоторжский». Им был знаменитейший иконописец московской Оружейной палаты Симон Ушаков, который работал над образом вместе со своим учеником Григорием Зиновьевым.

– Таким же титульным экспонатом нашего собрания является икона XVII века «Михаил и Арсений Тверские с Тверским Кремлем», преподнесенная известным московским собирателем Петром Щукиным, – замечает Владимир Биберин.

Любопытная история связана с другим экспонатом – «Доской для знаменщика» 1820 года. Эту икону-образец с изображением ликов, кистей рук и ног святых, в 1915 году осматривал Николай II во время своего посещения Твери и знакомства с экспозицией музея. 

– Каждое произведение имеет биографию, которую мы стараемся восстановить, – рассказывает Владимир Биберин. – Например, «Цеховые знаки», уникальные памятники жанровой живописи XVIII века, ставшие частью коллекции в 1904 году, представляют собой своеобразный образец рекламы того времени. Один из первых групповых портретов в русской живописи – «Хор Архангельского епископа Арсения Верещагина» 1774 года – интересен, во-первых, тем, что известный духовный писатель был уроженцем Кашина, а во-вторых, тем, что певчие изображены на полотне в европейских костюмах и придворных париках. Над головой каждого участника хора просматривается номер, а в картуше под этим же номером можно прочитать фамилию певчего.

В контексте времени частная история, связанная с тем или иным произведением, звучит совершенно по-другому. Вот, скажем, трогательный двусторонний женский портрет. Во второй половине XVIII века, когда он был создан, русские художники еще только учились и создавать объем, и передавать внешнее сходство модели, поэтому портреты кажутся такими наивными. Работа из коллекции картинной галереи отражает эти процессы в искусстве, но особенность ее в другом. Портрет исполнен… на стекле неизвестным мастером, творившим в рамках любительского искусства. Оно процветало в то время в усадьбах, которые были настоящими художественными центрами, и многие шедевры в собрании галереи происходят именно из дворянских гнезд. Но это совсем другая история.

Это факт. Принес я в дар тебе

– Люди несли найденные, купленные или унаследованные старинные вещи, важные для истории края документы, – объясняет Вера Карасева. – Каждого жертвователя особым письмом благодарили за его дар, и это была принципиальная позиция заведующего музеем Августа Жизневского, сумевшего на этом посту доказать необходимость и важность музея для губернии.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
192

Возврат к списку

В Тверской области утвержден риск-ориентированный подход при проверках бизнеса
13 ноября губернатор Игорь Руденя провел заседание Правительства Тверской области. Первым вопросом рассмотрели меры по снижению административной нагрузки на предпринимателей. В регионе утверждён перечень видов государственного контроля, в которых будет использоваться риск-ориентированный подход.
13.11.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость